«Повесть временных лет» и «Слово о полку Игореве» — величайшие произведения древнерусской литературы

Печать

«Повесть временных лет» и «Слово о полку Игореве» — величайшие произведения древнерусской литературы

1.  «Слово о полку Игореве».
2.  Содержание «Повести временных лет».
3.  Связь «Повести временных лет» и «Слова».

«Слово о полку Игореве «является одним из самых известных и выдающихся памятников древнерусской литературы. Исследователям неизвестна не только точная дата создания «Слова», но и автор великого произведения. Большинство ученых сходятся во мнении, что «Слово о полку Игореве» было написано между 1185 и 1200 годами. Единственный вариант «Слова» был найден в конце XVIII века в составе сборника — конволюта, который объединил части, написанные в XVI и XVII веках. Этот сборник, ставший революционным открытием в русской литературе, впоследствии был приобретен графом А. И. Мусиным-Пушкиным у архимандрита Спасо-Ярославского монастыря Иоиля Быковского. Первое издание памятника древнерусской литературы было подготовлено в 1800 году, над ним трудился не только Мусин-Пушкин, но и его друзья-соратники Н. Н. Бантыш-Каменский и А. Ф. Малиновский. Первое издание называлось «Ироическая песнь о походе на половцев удельнаго князя Новгорода-Северскаго Игоря Святославича, писанная старинным русским языком в исходе XII столетия с переложением на употребляемое ныне наречие». К сожалению, сборник этот погиб во время московского пожара в 1812 году.

И все же «Слово о полку Игореве» дошло до нас — людей совершенно иной эпохи, отделенной почти десятью столетиями от времени, когда создавалось «Слово».

О чем же рассказывает оно? «Слово» повествует о военном походе князя Игоря Святославовича против половцев.

Первое столкновение с половцами принесло русским победу и богатые трофеи, а во второй битве, что произошла на берегу реки Каялы, половцы наголову разгромили войско Игоря Святославича. Согласно рукописи, это страшное поражение русским войскам предвещало многое: и вещий сон Святослава, и солнечные затмения, и тревожное поведение животных. Но ничто не останавливает Игоря, не желает он прислушаться к самой земле-матушке, за которую и идет воевать. Игорь оказывается в плену и горько сожалеет о том, что дружина его сломлена. В этом князь видит проявление божьей воли.

С помощью половчанина Оврула ему удается бежать из плена. Игорь вброд переходит реку, садится на коня и мчится на родину. Конь его, сильный и храбрый, все же не смог перенести трудной дороги и погиб в пути. Одиннадцать дней и ночей шел Игорь пешком к Донцу, и, наконец, добрался до Новгород-Северского.

Данные события, описанные в летописи, и стали основой для «Слова о полку Игореве». Основная мысль этого произведения, проста и одновременно исполнена глубокого смысла и мудрости. Неизвестный нам автор говорит о том, что вся великая Русь должна объединиться перед лицом сильного врага, забыв распри и междоусобицы. Художественная структура произведения, его сюжет и композиция проникнуты этой идеей. Под русской землей автор «Слова» понимает и весь русский народ, ведь в земле — вся его жизнь.

Ярко и образно описывает он, как сама природа реагирует на княжеские междоусобицы: свет солнца меркнет, ночь разражается страшной грозой, земля гудит, испуганные деревья гнутся к земле, а вода в реках становиться мутной. «Трудно назвать другое какое-либо произведение, в котором события жизни людей и изменения в природе были бы так тесно слиты. И это слияние, единство людей и природы, усиливает значительность происходящего, усиливает драматизм. Все события русской истории получают резонанс в русской природе и тем самым оказываются удесятеренными в силе своего звучания», — говорит известный исследователь Д. С. Лихачев.

Любовь к родине; глубокий, искренний патриотизм, идущий из самого сердца — вот чем пронизано «Слово». Оно учит людей, что, когда появляется враг, нужно объединяться и вставать на защиту свей родины, забыв обо всех обидах. Ведь не может жить человек без родины. Именно она, словно мать, вскармливает нас, отдавая частичку себя.

Другой великий памятник древнерусской литературы — «Повесть временных лет» — был создан в первые десятилетия XII века. «Повесть» включает в себя несколько летописных сводов. Она рассказывает нам о том, как возникло и развивалось древнерусское государство, как формировались политические отношения и расцветало искусство, как начинался и шел процесс феодального дробления Руси.

«Повесть временных лет» — это не только кладезь информации о развитии нашего государства, это еще глубокий, полноводный источник человеческой мудрости.

Первая фиксированная дата в «Повести» — 852 год. Теперь информация становиться более полной, достоверной, точной. Летописцы рассказывали обо всем, что имело значение для Руси. Благодаря «Повести временных лет» мы знаем, когда и как появилась славянская азбука, о том, как призвали княжить варягов, как правил Олег, как настигла его давно предсказанная волхвом смерть. Из «Повести» мы узнаем, как правил Игорь и как он воевал с Византией.

Исторические события тесно переплетены с фольклором, с различными его элементами. Ведь «Повесть» — это не учебник истории. Это отображение самой жизни Древней Руси во всех ее проявлениях, со своими тонкостями и особенностями. Это своеобразная машина времени. Она переносит нас в прошлое, и мы лучше начинаем понимать свою историю, корни, давшие нам жизнь, и тот мир, в котором мы живем. Ведь чтобы лучше понять настоящее, необходимо оглянуться назад, заглянуть в страницы истории.

Как и «Слово о полку Игореве», «Повесть временных лет» проникнута идеями патриотизма, объединения русских земель против внешних врагов. «Повесть» также осуждает братоубийственные междоусобицы и призывает к миру.

«Повесть временных лет» объединяет в себе многие жанры — здесь и тексты документов, пересказы фольклорных преданий и новеллы. Это уникальное произведение включает в себя также выдержки из памятников переводной литературы, житийные рассказы, исторические повести, поучения, похвальные слова...

Что же объединяет «Слово о полку Игореве» и «Повесть временных лет»? Не только тот факт, что эти произведения относятся к древнерусской литературе. Оба они наполнены глубоким смыслом, пропагандируют простые истины и ценности, значимые и по сей день. И в современном мире, спустя многие столетия, все так же ценятся любовь к родине и ближнему своему, доброта, ум, способность прощать и сострадать...