Готовые сочинения

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

Трагедия В. Шекспира «Гамлет, принц Датский»: многообразие психологических типов, проблемы добра и зла, чести и бесчестия

Печать

Трагедия В. Шекспира «Гамлет, принц Датский»: многообразие психологических типов, проблемы добра и зла, чести и бесчестия

1. Великая трагедия В. Шекспира.
2. Рухнувшие надежды принца Датского.
3. Две измены близких людей.
4. Гамлет — невольный убийца.
5. Трагедия государственного масштаба.

Трагедия Гамлета, главного героя одноименной пьесы У. Шекспира, до сих пор волнует сердца и читателей и зрителей. Гамлет — один из самых любимых образов в мировой литературе.

Существование юного принца было до поры до времени спокойным и безмятежным. У него имелась любящая семья, любимая девушка, верные друзья. Гамлет — одаренная натура, он занимался науками, увлекается театром, поэзией. Его ждала завидная участь: он готовился стать королем и править целым народом. Но счастливой жизни пришел конец. Умер отец, а мать, не подождав и года, вышла замуж за брата отца и разделила с ним трон.

От Призрака отца Гамлет узнал о том, что отец умер не своей смертью, его убил собственный брат, чтобы завладеть короной. Возможно, впервые молодой человек из-за бед, обрушившихся на него, начинает смотреть на мир по-другому. Его начинают мучить вопросы: чего стоит жизнь? можно ли верить в любовь, в дружбу? можно ли уничтожить зло? стоит ли вообще бороться? Сильнейшие потрясения вызвали раздвоенность его сознания.

Гамлету повезло с отцом, он был прекрасным человеком и правителем, и тем сильнее ощущает принц свою утрату. «Он человек был, человек во всем», — вспоминает Гамлет. Упрекая мать за предательство, Гамлет показывает ей портрет отца, просит вспомнить, каким прекрасным и благородным был ее первый муж. А нынешний король — убийца, «вор, своровавший власть и государство». Он подобрал себе и свиту под стать: Полоний — жалкий шут; ставшие шпионами кроля бывшие друзья принца Розенкранц и Гильденстерн и т. д. Но больше всего Гамлет переживает предательство матери. На ней лежит огромная вина: она не осталась верной памяти покойного мужа, выйдя снова замуж через несколько недель после его смерти.

Гамлет видит предательства родных ему людей — матери и дяди. Их измена приводит Гамлета к недоверию по отношению к остальным людям, в том числе и к Офелии. Гамлет искренне любил ее, но пример матери доказал ему, что женщины неверны, легко пасуют перед трудностями. Гамлет насмехается, даже издевается над Офелией, он хочет, чтобы она сама его разлюбила. В его колких репликах звучит осуждение всех женщин. Он советует Офелии «уйти в монастырь», так как видит в этом уходе единственный способ разорвать порочный круг придворной жизни, в котором она вращается. Гамлет отрекается от Офелии и потому, что она может помешать ему отомстить. Он так же опасается, что Полоний и Клавдий используют его возлюбленную в борьбе против него.

Вокруг Гамлета «клубятся» сплетни, ненависть, все затянуты в порочный круг. Брат Офелии, Лаэрт, будучи изначально неплохим человеком, поддался ненависти, жажде мести. В нем открывается такие злоба, коварство, что он оказывается под стать королю и его приспешникам.

Только друг Гамлета Горацио остался верен принцу и не поддался всеобщей злобе. Горацио уравновешен и терпелив. Гамлет хвалит его именно за это:

Ты человек, который и в страданиях
Не страждет
И с равной благодарностью приемлет
Гнев и дары судьбы...

Горацио искренне привязан к другу. Он даже готов уйти из жизни вместе с Гамлетом. Только просьба Гамлета останавливает его.

Гамлет и Лаэрт оказываются в одинаковой ситуации: принц знает, что король — убийца его отца, а Лаэрт думает, что он виновен в смерти и его отца. Но если первый воспринимает эту трагедию как личную и решает ее сам, то Лаэрт поднимает народное восстание и врывается во дворец. Потом он мирится с королем.

Гамлет одинок в своей борьбе за справедливость. Он борется против своих врагов их же средствами, прибегая к безнравственным приемам. Он начинает притворяться помешанным, чтобы узнать тайну своего врага, обманывает и оказывается виновным в смерти нескольких людей — и все это ради высокой цели. Нынешний король Клавдий виновен в смерти только прежнего короля. Гамлет же убивает Полония (правда, случайно), отправляет на неминуемую смерть Розенкранца и Гильденстерна, убивает Лаэрта и, наконец, короля. Из-за него сходит с ума и кончает жизнь самоубийством Офелия. Но в глазах всех он остается нравственно чистым, так как преследовал благородные цели. А зло, совершенное им, — лишь ответ на причиненное зло ему.

Шекспир очень правдоподобно изобразил мировоззрение средневекового человека — когда за обиду следует отомстить. В итоге подобной мести погибает слишком много людей, в том числе и сам Гамлет. Напряженное действие пьесы завершается сценой четырех смертей. Вся королевская семья мертва. Но искоренилось ли зло в результате всех этих смертей? Об этом Шекспир молчит.

Гамлет, посвятивший жизнь борьбе, заслуживает почетных похорон и народной памяти. Об этом он и просит перед смертью у Горацио. Фортинбрас приказывает хоронить его как воина, как борца.

Потрясающая по своему масштабу трагическая фигура Гамлета, глубокий психологизм пьесы, многообразие человеческих типов органично вплетены в гениальное произведение Шекспира. Трагедия его Гамлета до сих пор бередит сердца.