Готовые сочинения

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

Любовь и смерть, прошлое и будущее в лирике М. И. Цветаевой («Идешь, на меня похожий...», «Бабушке», «Мне нравится, что Вы больны не мной...»)

Печать

Любовь и смерть, прошлое и будущее в лирике М. И. Цветаевой («Идешь, на меня похожий...», «Бабушке», «Мне нравится, что Вы больны не мной...»)

1. Особенности творчества М. Цветаевой.
2. Взгляд в прошлое и будущее («Бабушке», «Идешь, на меня похожий...»).
3. О любви — по-новому («Мне нравится, что Вы больны не мной...»).
Кто создан из камня, кто создан из глины,—
А я серебрюсь и сверкаю!
Мне дело - измена, мне имя - Марина,
Я - бренная пена морская.
М. Цветаева

Марина Цветаева является одним из ярких представителей поэзии серебряного века. В ранних стихах Цветаевой отчетливо чувствуются романтические тенденции, характерные и для других поэтов Начала XX века. Однако даже раннее творчество М. Цветаевой носит отпечаток ее самобытной личности и яркой, неповторимой индивидуальности. Ее поэзия словно бы и не принадлежит какому-либо конкретному времени. Конечно, многие стихи появлялись в результате конкретных событий и встреч, однако восприятие этих событий автором резко отличалось от обыденного.

Сама Цветаева в своих дневниках признавалась, что за каждой вещью она видела нечто таинственное, как бы вторую, истинную сущность вещи. Мир виделся ей в единстве земного, материального, и духовного, а все события происходят на фоне вечности. В реальности Цветаевой нет места понятиям будничности, рутины. Ощущения Цветаевой — вне времени и пространства. Поэты живут по своим собственным законам, не всем понятным; они видят то же, что и все остальные люди, но смотрят совсем на другое.

Уже в юношеском творчестве Цветаевой отчетливо ощущается ее своеобразное восприятие времени. Необычны и темы ее стихотворений. Так, в стихотворении «Идешь, на меня похожий...» она словно переносится на много лет — а, может быть, и столетий — и из могилы обращается к случайному прохожему. Непривычно звучат строки, свидетельствующие об остром ощущении бытия, пусть даже в минувшем: «Я тоже была, прохожий! / Прохожий, остановись!»

Образ кладбища и могилы, конечно, был в поэзии и рань­ше. Для романтиков это один из излюбленных пейзажей, однако традиционно с кладбищем связывались мрачные, зловещие образы. А в стихотворении Цветаевой ничего подобного нет:

Не думай, что здесь - могила,
Что я появлюсь, грозя...
Я слишком сама любила
Смеяться, когда нельзя!

За строками стихотворения встает образ тихого, залитого солнечным светом старинного кладбища, где тихо и безлюдно, где как-то сами собой приходят мысли о вечности и мелочности повседневной суеты:

Но только не стой угрюмо,
Главу опустив на грудь.
Легко обо мне подумай,
Легко обо мне забудь.

А в стихотворении «Бабушке» Цветаева обращается к прошлому своей семьи. В доме Цветаевых действительно был портрет бабушки Марины по материнской линии, которая умерла молодой через несколько дней после рождения дочери. Но Цветаева в своем стихотворении обращается к бабушке по-дружески, словно к живой:

Юная бабушка!
Кто целовал Ваши надменные губы ?

Для поэта прошлое, настоящее и будущее едины в одной точке вечности, поэтому она разговаривает и с давно умершей бабушкой, и с прохожим, который еще не родился, как со своими современниками:

Сколько возможностей вы унесли
И невозможностей - сколько?
В ненасытимую прорву земли,
Двадцатилетняя полька!

Марина Цветаева ощущает себя преемницей своей «юной бабушки», взгляд которой совсем не вяжется с молодостью этой женщины:

- Бабушка! Этот жестокий мятеж
В сердце моем - не от Вас ли?..

Страстная, пылкая натура Марины, конечно же, не могла пройти мимо вечной темы любви. Но и эта тема в ее творчестве обретает иное звучание. Интересно необычностью подхода знаменитое стихотворение Цветаевой «Мне нравится, что Вы больны не мной...». Внешне оно все построено на отрицании чувства:

Мне нравится, что Вы больны не мной,
Мне нравится, что я больна не Вами,
Что никогда тяжелый шар земной
Не уплывет под нашими ногами.

Складывается впечатление, что и в самом деле говорится о той любви, которой нет и не будет, однако такое представление очень обманчиво. Скорее в стихотворении повествуется о сознательном отказе от любви, но невольное сожаление все же прорывается в самых последних строках:

Спасибо Вам и сердцем и рукой
За то, что Вы меня - не зная сами! -
ак любите...
...За то, что Вы больны - увы! - не мной,
За то, что я больна - увы! - не Вами.

В творчестве Цветаевой с потрясающей силой проявились недюжинный талант и незаурядность личности поэта, широта и всеохватность чувств и глубина раздумий о вечных вопросах и человеческой жизни. Ее стихи по праву входят в культурную сокровищницу не только России, но и всего мира.