Готовые сочинения

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

Образ женщины рубежа веков. Творчество А. А. Ахматовой

Печать

Образ женщины рубежа веков. Творчество А. А. Ахматовой

1. Истоки творчества.
2. Любовь — «пятое время года».
3. Судьба человека и судьба страны.

Первые стихи талантливой поэтессы были напечатаны в 1911 году в русском журнале «Аполлон», а меньше чем через год вышел в свет ее первый поэтический сборник под на­ванием «Вечер». Через некоторое время фамилия Ахматовой заняла достойное место в ряду самых известных русских поэтов.

В раннем творчестве Ахматовой, на мой взгляд, чувствуется влияние поэзии Александра Блока. Если его лирический герой был характерным «мужским» представителем своей эпохи, то героиня Ахматовой олицетворяла собой саму женственность. Персонажи ее произведений разнообразны и совершенно непохожи друг на друга: это жены и любовницы, счастливые и покинутые, безутешные вдовы и тревожные матери, изменницы, блудницы, праведницы. Поэтессе удалось наглядно продемонстрировать всю сложность и противоречивость характера ее современниц в период ломки старого государственного строя и становления нового. Но даже в самом трагичном Ахматова видела проблески предстоящего счастья:

Все расхищено, предано, продано,
Черной смерти мелькало крыло,
Все голодной тоскою изглодано,
Отчего же мне стало светло?

Но, откликаясь на происходящие в стране события, Ахматова тем не менее так и не стала «революционным поэтом», она всю жизнь следовала сложившимся традициям русской классики.

Именно Ахматовой принадлежит точное и оригинальное определение любви как «пятого времени года». Это чувство всегда было для нее всеобъемлющим, непреодолимым, связанным с глубочайшим духовным кризисом — либо взлетом, либо падением. Долгожданные встречи и внезапные расставания, смерть, тоска и счастье — все это органично переплетается в стихотворениях талантливой поэтессы. Любимым ее жанром была лирическая новелла, а также баллада с неожиданным финалом, необычным поворотом сюжета, оригинальными метафорами и событиями. Любовь для Ахматовой всегда неотделима от жалости:

О нет, я не тебя любила,
Палила сладостным огнем,
Так объясни, какая сила
В печальном имени твоем.

Но не только жалость сопровождает это чувство. Нередко любовь становится «поединком роковым», перестает быть идиллическим проявлением сердечной привязанности и становится причиной и сущностью кризиса — в острые моменты разлуки, угасания чувств, первой всепоглощающей страсти. Героиня Ахматовой не просто любит, она расплачивается за свои эмоции «мукой живой души».

Поэтическое творчество Ахматовой отличается удивительно гармоничным сочетанием эпичности и лиризма, стихи становятся как бы переходным этапом к другим жанрам — роману, драме, лирическому дневнику, драме.

Тема любовных переживаний неотделима от другой, важнейшей темы поэтического творчества. Лирическая героиня Ахматовой талантлива, она не просто переживает, а облекает свои мысли в мелодичные строки. Вечное соперничество Музы и Любви красной нитью проходит через все произведения поэтессы, и первым шагом к раскрытию этого многогранного и многоликого образа становится стихотворение «Музе», написанное в 1911 году. В нем «Муза-сестра» отнимает у героини «золотое кольцо», которое представляет собой символическое отображение земных радостей и удовольствий, а вместо этого дарит «любовную пытку», обрекая женщину на вечную тоску и нравственные страдания. Но при этом Ахматова подчеркивает, что слава и признание поэтического таланта никогда не смогут в полной мере заменить любовь и настоящее, земное счастье.

Женская интимная лирика поэтессы не просто изображает взаимоотношения мужчины и женщины в различных проявлениях. Она показывает нам глубокое, всестороннее исследование Ахматовой внутреннего мира женщины. Устами своей лирической героини поэтесса говорит о собственных самых сокровенных мыслях и чувствах, передает все оттенки эмоционального состояния, сопутствующего влюбленности.

Яркость и глубину повествованию придают мастерски выписанные детали, казалось бы, незначительные, но при этом сообщающие произведению определенное настроение: перчатка, надетая не на ту руку, кольцо, красный тюльпан в петлице, колокольный звон и т. п.

В других стихотворениях тема любви сменяется темой трагедии, предстоящей или уже наступившей беды. Эти мотивы можно увидеть в произведениях «Клевета», «Через 23 года», «Последняя».

Во время репрессий, после расстрела мужа и ареста сына единственным спасением для Ахматовой стало ее творчество. Не случайно она называла поэзию «последней свободой». Наиболее ярким произведением этого периода можно назвать пронзительный и трагический «Реквием».

Земная любовь, человеческие страдания в стихотворениях Ахматовой органично переплетаются с другой любовью — к окружающему миру, родственникам, природе. Отношения между людьми раскрываются на фоне любви к Родине, к своему народу, тревоги за судьбу родной земли.

Одной из основных тем лирических произведений Ахматовой является неразрывная духовная связь с родными просторами, с Россией: ради своей Родины человек способен пожертвовать всем, что у него есть, самым дорогим и близким. В стихотворениях «Молитва» и «Реквием» поэтесса пророчески описала то, что в дальнейшем произошло в ее жизни. Описание любви матери к сыну звучит как отрывок из библейского повествования. Это бесконечные страдания матери, которая обречена смотреть на «крестные муки» своего ребенка и плакать от собственного бессилия, сходя с ума от невозможности помочь, облегчить каким-то образом его судьбу:

Хор ангелов великий час восславил,
И небеса расплавились в огне.
Отцу сказал: «Почто Меня оставил!»
А Матери: «О, не рыдай Мене...»
...Магдалина билась и рыдала,
Ученик любимый каменел,
А туда, где молча Мать стояла,
Так никто взглянуть и не посмел.

Неразделимость судьбы человека, индивидуума, и судьбы государства, всего народа, — в этом заключается величайший смысл поэзии Ахматовой. Личные переживания всегда происходят на фоне общих событий, трагических или счастливых. Творчество талантливой поэтессы — это не просто «женская лирика», а, как мне кажется, исповедь человека со всеми его страстями, переворотами и переменами.