Готовые сочинения

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

Чичиков как новый герой эпохи в романе Н.В. Гоголя «Мертвые души»

Печать

Чичиков как новый герой эпохи в романе Н.В.Гоголя «Мертвые души»

1.  Авантюрно-шутовской роман или эпическая поэма?
2.  Чичиков в канве повествования.
3.  Значение и глубина произведения.

«Вовсе не губерния и не несколько уродливых помещиков, и не то, что им приписывают, есть предмет "Мертвых душ", — напишет Н. В. Гоголь после выхода в свет первого тома. — Это пока еще тайна, которая должна была вдруг, к изумлению всех... раскрыться в следующих томах».

«Мертвые души» — пожалуй, главное произведение Гоголя по глубине и масштабу затронутых проблем и художественных обобщений.

Жанровая модель — авантюрно-шутовской роман — в процессе написания в корне изменилась в сатирическую «Одиссею» Чичикова, которая была охарактеризована самим автором не иначе как тезисом «Вся Русь явится в нем <романе>». Тем не менее отказать «Мертвым душам» в том, что их истоки все же лежат в плутовском романе, нельзя. Поскольку для такого авантюрного произведения характерно использование такого приема: в конце повествования непременно выясняется, чем же является главный герой. Он либо подкидыш, либо человек из «простого люду», либо преодолев множество препятствий, является сыном «благородных и благодетельных родителей».

Гоголь откажется от такого шаблона: Чичикову него — человек среднего масштаба: «Не красавец, но и не дурной наружности, ни слишком толст, ни слишком тонок, нельзя сказать, чтоб стар, однако и не так, чтобы слишком молод».

Чичикову не чуждо стремление к наживе, а скорее и вовсе оно определяет его сознание и мировоззрение. Он даже склонен к погоне за легкой и красивой жизнью, чего нельзя сказать о героях других произведений XIX века, охарактеризованных не иначе как «лишние люди своего времени». Чичиков не лишний, он — напротив — вписался в эту эпоху и среду как нельзя лучше. И или люди не так уж и бедны материально у Гоголя, то в духовной скудности им не откажешь (другие помещики, явившиеся на страницах романа эпопеи).

Таим образом Чичиков выходит из-под пера Гоголя вполне обыкновенной, сведенной до уровне ничем не выделяющейся среди других личностью. Такой прием можно расценить как призыв автора не только подумать над тем, каким является Чичиков, но и побуждает поразмыслить над характером тогдашнего общества, сравнить его с сегодняшним, а значит, уже с нами самими.

В итоге каждый из нас сможет обнаружить в себе какую- то часть Чичикова. Похождения Павла Ивановича становятся важными для нас потому, что они явились результативными и наполняются нравственным и социальным содержанием, отражая в себе современную Россию.

Россия, в которой помещики способны продать «воздух», — «мертвые души», в которой чиновники содействуют мошеннику, вместо того чтобы пресечь его антизаконную деятельность.

Получается, что странствия Чичикова несут в себе философское и символическое значения.

Гоголь использовал в описании жизни тогдашней России психологию и мировоззрение авантюриста для проникновения в характеры других образов и погружения в проблемы, поставленные в поэме. Образ Чичикова становится помощником автора в создании сатирического изображения типов и фигур произведения. Ведь не иначе как глубоким психологом и хорошим актером должен быть мошенник, чтобы так ловко совершать свои преступления. Другими словами, Чичиков должен сплотить помещиков, вступить с ними в сговор и стать по сути дела соучастниками преступления. Нельзя сказать по-другому, что выгода и расчет — основные инстинкты Чичикова и побудители любого его поступка, не важно, нравственного или нет, преступного или не преступного.

Тем не менее мошенник не может себе позволить быть беспечным, он обязан ради своей безопасности и сохранности соблюдать осторожность.

Итак, с приездом в каждую новую усадьбу, Чичиков попадает в новый мир, «государство», где он живет по своим правилам. И авантюрист обязан их учитывать. Ничто не ускользает от его зоркого взгляда. Герой понимает и видит частное. Автор обобщает его и расширяет рамки до раскрытия смысла социального и нравственного содержания. Другими словами, если Чичиков видит поверхность явлений, то Гоголь — их глубину.

Каждый помещик у Гоголя индивидуален, а его усадьба — отдельное образование, к которому должен подстраиваться главный герой и приспосабливаться к той или иной типизации, словно хамелеон.

В типах помещиков воссоздана тогдашняя Россия, и Гоголю нельзя отказать в мастерстве. Символичным является произведение, поскольку Чичиков покупает «мертвых» крепостных душ у живых помещичьих, но как окажется, тоже «мертвых». Поскольку они утратили Духовность и превратились в «материальную скотину». Частное стало у Гоголя типичным, выражающим общее и свойственное каждому. Этот метод помог автору воссоздать образ России той эпохи. И, на мой взгляд, только лишь Чичикова нельзя назвать «героем» этого времени. Все помещики являются «лишними людьми» и отработанным ее величеством Историей материалом. «Мертвые души» тогда перестанут быть мертвыми, когда обретут духовность и избавятся от «тины мелочей».

Поэтому произведение Гоголя является эпическим, что характеризует типизацию помещиков как части народа и призывает нас избавиться от этой закоснелости и застарелости убеждений, призывает к духовному перерождению. Ведь если присмотреться, то среди нас и в нас — пусть даже частично — есть и Маниловы, и Коробочки, и Чичиковы, и Ноздревы, и Плюшкины...