Готовые сочинения

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

Стихотворение М. Ю. Лермонтова «Смерть поэта» и его роль в судьбе стихотворца

Печать

Стихотворение М. Ю. Лермонтова «Смерть поэта» и его роль в судьбе стихотворца

1. Стремительное вхождение молодого Лермонтова в литературу.
2. Вызов правящей верхушке в стихотворении «Смерть поэта».
3. «Смерть поэта» — определенный этап в жизни и творчестве поэта.

Вхождение Михаила Юрьевича Лермонтова в литературу было стремительным — оно началось стихотворным произведением «Смерть поэта». В те дни, когда Россия утратила великого литературного гения Александра Сергеевича Пушкина, в рукописных экземплярах появилось знаменитое стихотворение «Смерть поэта» (1937) Лермонтова — отклик на последнюю дуэль Пушкина. Он словно бы стал преемником Пушкина. Вот так, в одночасье, пришла слава к молодому поэту.

Погиб Поэт! - невольник чести -
Пал, оклеветанный молвой,
С свинцом в груди и жаждой мести,
Поникнув гордой головой!...

Текст стихотворения, гневного и наполненного болью, моментально широко распространился в рукописях, получив высокую оценку как в пушкинском кругу, так и у читателей, почувствовавших в лирических строках отклик на личную боль и возмущение.

Не вынесла душа Поэта
Позора мелочных обид,
Восстал он против мнений света
Один, как прежде... и убит!

Презрительные высказывания Лермонтова в адрес «палачей гения» выглядели как плевок в сторону тех, кто теперь, после гибели поэта, расточал «пустых похвал ненужный хор», тех, от кого слышался «жалкий лепет оправданья». Лермонтов припоминал теперешним лживым плакальщикам, фальшиво скорбящим о смерти Поэта, что именно они начали его травлю:

Не вы ль сперва так злобно гнали
Его свободный, смелый дар
И для потехи раздували
Чуть затаившийся пожар?
Полные скорби слова звучат в следующих строках:
Угас, как светоч, дивный гений,
Увял торжественный венок.

Лермонтов этим стихотворением заявил о себе как поэт, так же, как и Пушкин, превыше иного чтящий свободу. Однако нужно сказать следующее: несмотря на то, что Лермонтов и Пушкин были людьми одного века, росли они в совершенно разной атмосфере. Если лицейские годы Пушкина прошли в горячих дискуссиях о будущем России, а молодые люди его поколения надеялись на то, что это будущее зависит только от их ума и таланта, деятельности и устремлений, то родившийся на пятнадцать лет позже Лермонтов стал средоточием внимания прогрессивных людей в самые угнетающие годы реакции. В те годы стало ясно, что надежды на конституцию, республику, свободу призрачны, неосуществимы. Дата 14 декабря 1825 года царю Николаю I запомнилась надолго. Он постарался сделать все для того, чтобы в корне пресечь любые революционные устремления. Отправив декабристов на виселицу и каторгу, он принял все меры к тому, подобное не повторилось. То есть сверстники Лермонтова не могли даже грезить о какой-либо деятельности в целях скорейшего достижения свободы. Николай I добивался полного и беспрекословного повиновения. Александр Герцен писал о времени, в котором складывалось творческое мировоззрение Михаила Лермонтова: «Надо было с детства приспособиться к этому резкому и непрерывному ветру, сжиться с неразрешимыми сомнениями, с глубочайшими истинами, с собственной слабостью, с каждодневными оскорблениями, надо было с самого нежного детства приобрести привычку скрывать все, что волнует душу, и не только ничего не терять из того, что в ней схоронил, а напротив, — давать вызреть в безмолвном гневе всему, что ложилось на сердце. Надо было уметь ненавидеть из любви, презирать из гуманности, надо было обладать безграничной гордостью, чтобы с кандалами на руках и ногах высоко держать голову».

Действительно, нужно было быть очень отважным и мужественным человеком, чтобы не побояться сказать следующее:

Вы, жадною толпой стоящие у трона,
Свободы, Гения и Ошвы палачи!
Таитесь вы под сепию закона,
Пред вами суд и правда - всё молчи!

Лермонтов не побоялся неминуемой расправы над собой, написав стихотворение, посвященное смерти Пушкина, где высказал гневный протест против существующего строя. «Смерть поэта» — подлинный обвинительный приговор стоящим у трона «свободы, гения и славы палачам». А. В. Дружинин писал: «Лермонтов умел быть смелым в то время, когда прямая и смелая речь вела к великим бедам, — он заявил свою преданность русской музе в ту пору, когда эта муза могла лишь подвергать своих поклонников гонению и осуждению света. Когда погиб Пушкин, перенесший столько неотразимых обид от общества, еще не дозревшего до его понимания, — мальчик Лермонтов в жгучем, поэтическом ямбе первый оплакал поэта, первый кинул железный стих в лицо тем, которые ругались над памятью великого человека». Поэт грозит виновникам гибели Пушкина если не земным судом, то судом божьим:

Но есть и божий суд, наперсники разврата!
Есть грозный суд: он ждет;
Он не доступен звону злата,
И мысли, и дела он знает наперед.
Тогда напрасно вы прибегнете к злословью:
Оно вам не поможет вновь,
И вы не смоете всей вашей черной кровью
Поэта праведную кровь!

Финальные строки стихотворения с дерзкими выпадами против правящей знати, безусловно, могли вызвать только одну реакцию — гнев царя. И по приказу Николая I 18 февраля Лермонтов был арестован, затем переведен прапорщиком в Нижегородский драгунский полк на Кавказ. «Немилость и изгнание, последовавшие за первым подвигом поэта, Лермонтов, едва вышедший из детства, вынес так, как переносятся житейские невзгоды людьми железного характера, предназначенными на борьбу и владычество», — писал А. В. Дружинин. Ссылка Лермонтова продлилась до октября 1837: За это время поэт объездил весь Кавказ, в Тифлисе познакомился со ссыльными декабристами, в том числе с А. И. Одоевским, а также с В. Г. Белинским. Надо сказать, что «Смерть поэта» Лермонтова перекликается с его стихотворным откликом на смерть опального поэта Одоевского.

«Смерть поэта» — стихотворение, ставшее этапом в жизни и творчестве Михаила Лермонтова. Он стал знаменитым поэтом после его публикации с одной стороны, а с другой — поплатился за свою смелость, провел несколько лет в изгнании, которое, в тоже время, дало ему немало в плане творческого развития и познания жизни и людей. Мятежный дух Лермонтова, вырвавшийся в «Смерти поэта», прорвал ужасающую тишину всеобщей покорности и безмолвия.