Готовые сочинения

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

«Маленькие трагедии» А. С. Пушкина как «опыты драматических изучений» человека

Печать

«Маленькие трагедии» А. С. Пушкина как «опыты драматических изучений» человека

1. Маленькие трагедии» — произведения, отображающие внутренний конфликт героев.
2. Сальери, терзаемый завистью.
3. Конфликт между сыном и отцом в «Скупом рыцаре».
4. Противостояние Дона Гуана и Командора.

В цикл «Маленькие трагедии» Александра Сергеевича Пушкина входят 4 произведения: «Скупой рыцарь», «Каменный гость», «Пир во время чумы», «Моцарт и Сальери». В них изображаются души людей, которые захвачены всепоглощающей и разрушительной страстью. «Маленькими» они были названы, потому что включают всего 3 сцены. Перед читателем открывается сразу действие в кульминационный момент, в который один из героев стоит перед лицом смерти и трагедия заканчивается его гибелью.

Пушкин изображает своих героев — Барона, Сальери, Дон Гуана как незаурядных, мыслящих, сильных натур. Их внутренний конфликт с собой окрашен подлинным трагизмом. Так, Сальери мучается от зависти, скупой рыцарь — от жадности и скупости, Дон Гуан — от чувственности.

Легенда о смерти великого Моцарта стала предметом разных произведений. Пушкин в трагедии «Моцарт и Сальери» наделил ее новым звучанием, особенной страстью и яркостью. Главная завязка сюжета — страшная зависть талантливого композитора гению. Именно Сальери, а не Моцарт, является главным героем.

Моцарт Пушкина — это беззаботный гений, идущий по жизни легко. Он резвится по балам, веселится с прекрасными девушками и пишет музыку. Сальери — человек, которого с одной стороны восхищает музыка Моцарта, с другой — он, мучимый завистью, не может осознать такой несправедливости судьбы.

В произведении фактическая победа достается Сальери. Он остается живым, а Моцарт гибнет. Но Сальери не смог устранить сам источник внутреннего конфликта — зависть. Весь смысл произведения заключается в финальной сцене прощания Сальери с Моцартом. Сальери не может прежде всего жить в гармонии с собой, он обделен даром человечности, беспечной радости бытия, способностью Ценить каждое мгновение.

В произведении «Скупой рыцарь» действие происходит в средневековье, эпоху рыцарских турниров, прекрасных дам сердца, которые вдохновляли на подвиги. Рыцари были олицетворением чести и благородства, независимости и самоотверженности. Но по мере изменения бытия менялись и сами рыцари. Их феодальные поместья не могли обеспечить достойное существование рыцарей. На смену благородным чувствам пришло стяжательство, желание обогащения и приумножения материальных благ.

Герой трагедии — рыцарь Альбер — победитель турнира. Его блестящий удар, выбивший из седла графа Делоржа, славят герольды. Но сам Альбер проклинает своего противника, повредившего ему ударом копья шлем. Ведь у Альбера, несмотря на то что отец его достаточно состоятельный человек, нет денег на новый. В результате он вынужден выпрашивать деньги у ничтожного по происхождению, но богатого еврея.

Альбер мечтает о свободе и независимости. И в его сознание закрадывается ничтожная мысль о скорой кончине отца, трясущегося над своим богатством и не желающего пожертвовать его частью для поддержания достойного образа жизни сына. Это приводит юношу в ярость, появлению внутреннего конфликта между рыцарской честью и невозможностью ее соблюдения. Сам Альбер восклицает:

- О бедность, бедность,
Как унижает сердце нам она.

Барон не простой стяжатель, он настоящий «поэт» золота. Для него каждая монета является символом трагической судьбы реальных людей, которые вынуждены были отдать себя в кабалу к безжалостному ростовщику. Лелеемые сокровища барона — «слезы, кровь и пот, пролитые за все, что здесь хранится». И поэтому они представляют такую ценность для него, ибо потребовали неимоверного напряжения воли, абсолютного подавления человеческих слабостей:

Кто знает, сколько горьких воздержаний,
Обузданных страстей, тяжелых дум,
Дневных забот, ночей бессонных мне
Все это стоило?

Но ради чего Барон терпел все эти лишения? Ради собственной гордыни, могущества, безграничной власти над миром, которую приносит хозяину золото:

Что не подвластно мне? как некий демон
Отселе править миром я могу;
Лишь захочу - воздвигнутся чертоги;
В великолепные мои сады
Сбегутся нимфы резвою толпою;
И музы дань свою мне принесут,
И вольный гений мне поработится...

В финальной сцене, которая происходит в замке герцога, сын противостоит отцу. Рыцарь Альбер забыл о своей благородности и с нескрываемой радостью принимая вызов старого отца. А Барон, далекий от рыцарского кодекса чести, проявляет себя человеком, обладающим обостренным чувством личного достоинства. Внутренний конфликт обоих приводит к бессмысленной жестокости и неизбежной трагедии. С горечью и состраданием говорит герцог: «Ужасный век, ужасные сердца!»

Дон Гуан — главный герой трагедии «Каменный гость». Культ наслаждения, который он исповедует, оказывается равным смерти. Опять же к трагическому финалу приводит внутренний конфликт героя, который возникает тогда, когда Дон Гуан перестает чувствовать себя только «импровизатором любовной песни», а становится личностью, переродившийся под влиянием внезапно нахлынувшего и дотоле неведомого ему чувства. Дон Гуан уже не «ветреный любовник», а человек, отличающийся сдержанным и целомудренным поведением, не подлаживающийся под внешние обстоятельства, под характер вдовы, что «слезы с улыбкою мешает, как апрель». Он стремится к предельной прямоте и честности в отношениях с Донной Анной.

В финальной сцене игра Дон Гуана закончена, он не устоял в схватке с каменным исполином. Статуя Командора казнит «безбожного обольстителя» во имя «супружеского долга», «верности», «нравственности» и «морали». Но Дон Гу- ан погибает как рыцарь с именем Донны Анны на устах.

В своих «Маленьких трагедиях» Пушкин пишет о чувствах, эмоциях, которые свойственны реально существующим людям. Поэтому образы, созданные писателем, остаются актуальными до сих пор.