Готовые сочинения

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

Тема назначения поэта в лирике А. С. Пушкина (По стихотворениям «Поэт», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...»)

Печать

Тема назначения поэта в лирике А. С. Пушкина (По стихотворениям «Поэт», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...»)

1. Мировая поэтическая традиция и Пушкин.
1. Поэтическое озарение — дар богов. Стихотворение «Поэт».
1. Размышления о бессмертии гения в стихотворении «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...».

Еще в глубокой древности люди начали слагать поэтические тексты. Практически у всех народов существуют поэтические сказания о деяниях богов и героев, гимны богам и любовные песни. Древние относились к процессу поэтического творчества со священным трепетом, полагая, что оно происходит по прямому вдохновению богов. В «Старшей Эдде», в которой собраны важнейшие мифы скандинавов, есть рассказ о том, как верховный бог Один похищает «мед поэзии». Лишь тот, кто вкусил этот мед, становился поэтом и мудрецом — следовательно он находится под особым покровительством богов, раз прикоснулся к священному напитку.

Древние греки и римляне почитали богом-покровителем поэтов Аполлона (Феба); помимо его, почитали еще и девять дочерей Зевса — Муз. Многие величайшие произведения древних поэтов начинаются с обращения к божествам, например, знаменитые эпические поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея». Поэт обращается к Музе, прося ее рассказать о событиях минувшего; автор творит не сам от себя, но по благословению богов. Собственно, он является их орудием, с помощью которого боги говорят с остальными людьми. Таким образом, поэт в определенном смысле являлся священнослужителем, жрецом.

Подобным образом и барды были одновременно поэтами и священнослужителями друидического культа. Друиды полагали, что поэтический текст, имеющий подлинную ценность, складывается как бы сам собой, без чрезмерных усилий со стороны автора, иными словами — просто приходит в наш мир через него.

Конечно, Пушкин хорошо знал литературное наследие своих гениальных предшественников. В своих произведениях он часто обращается к традициям античности. В своем стихотворении «Поэт» он намеренно дает понять, что разделяет представление древних о поэзии, как о священнодействии: «Пока не требует поэта / К священной жертве Аполлон...». Далее автор рассуждает о том, что без вдохновения — дара богов — поэт может быть занят самыми незначительными делами, да и сам он в таком случае мало что значит: «...Молчит его святая лира; / Душа вкушает хладный сон, / И меж детей ничтожных мира, / Быть может, всех ничтожней он».

Назначение поэта — чутко улавливать речи богов, неслышимые обыкновенными людьми, и как бы «переводить» для смертных то, что боги хотят им открыть: «Но лишь божественный глагол / До слуха чуткого коснется, / Душа поэта встрепенется, / Как пробудившийся орел». Поэт, почувствовавший снизошедшее вдохновение, словно перерождается; прежние забавы ему уже неинтересны, он не преклоняется ни перед кем, кроме богов. Пушкин прибегает к интересному приему; он рисует бегство поэта в безлюдные места. Здесь, вероятно, сказывается представление, пришедшее из глубокой древности, что человек, с которым заговорили бессмертные, может на время стать чем-то вроде одержимого: «...Бежит он, дикий и суровый, / И звуков и смятенья полн...». Следует отметить и то, куда он бежит: «...На берега пустынных волн, / В широкошумные дубровы...» Эти образы глубоко символичны. В плеске воды человек одухотворенный легко может расcлышать своеобразную музыку; и следует помнить, что древние греки и римляне считали реки, ручьи и моря местом, где обитают божества. А образ дубравы, конечно же, заставляет вспомнить священные рощи, которые почитались многими народами. В частности, дуб был самым почитаемым деревом друидов.

Основываясь на всем вышесказанном, можно сделать вывод, что идеи, изложенные Пушкиным в стихотворении «Поэт», совпадают с взглядами его предшественников. Поэт — это личность, таинственным образом связанная с иным миром; через него боги говорят со смертными.

В стихотворении «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...» Пушкин продолжает размышлять о предназначении поэта и его судьбе. Это стихотворение по теме близко оде античного поэта Горация, из которой Пушкин взял слова эпиграфа: «Я воздвиг памятник».

Поэт говорит о бессмертии, о том, что «душа в заветной лире мой прах переживет и тленья убежит», поясняя, почему к его творчеству люди будут обращаться вновь и вновь: «И долго буду тем любезен я народу, / Что чувства добрые я лирой пробуждал, / Что в мой жестокий век восславил я Свободу / И милость к падшим призывал». Гениальность и стремление к высоким идеалам — вот в чем разгадка поэтического бессмертия. А в заключение Пушкин как бы дает совет будущим поколениям поэтов, призывая их следовать лишь божественному вдохновению, а не сиюминутной моде: «Веленью божию, о муза, будь послушна, / Обиды не страшась, не требуя венца; / Хвалу и клевету приемли равнодушно / И не оспоривай глупца». Творческие способности — это дар богов, но еще и огромная ответственность; об этом и размышляет Пушкин, обращаясь к теме предназначения поэта.