Готовые сочинения

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

Природа в стихотворениях А. С. Пушкина

Печать

Природа в стихотворениях А. С. Пушкина

1. Осенняя прелесть.
2. Зимний гул стихии.
3. Реалистические черты.

Известно, что любимое время года А. С. Пушкина — осень. Только он смог найти особую прелесть и очарование в увядающей природе. «Унылая пора! Очей очарованье! / Приятна мне твоя прощальная краса — / Люблю я пышное природы увяданье, / В багрец и в золото одетые леса...» Эти строки взяты из произведения под названием «Осень», которое было написано в «болдинскую осень» 1833 года.

В этом стихотворении перед читателем проходит целый год. И поэт рассматривает все особенности любого времени года. Но так как поэтическая лирика субъективна, то и на всех временах года лежит авторская оценка каждого периода. Стихотворение предваряет эпиграф, взятый из послания Державина «Евгению. Жизнь Званская», где автор прославлял покой и уединение на лоне сельской природы. Однако в самом стихотворении Пушкин не делает акцента на подобное уединение. Здесь рассмотрены немного другие элементы.

И первое, что сразу бросается в глаза, — повествовательность. Иногда при чтении кажется, что это не стих, а какой-то небольшой рассказ о природе. Пейзажи перед нами предстают с разных ракурсов. Говорить о такой манере письма позволяет й то, что в «Осени» встречаются лирические отступления. Такое встречается и в романе в стихах «Евгений Онегин». Поэт очень вольно обращается с текстом. В летний зной сравниваются «мы» и «поля», что страдают от засухи. Зима сравнивается со старухой, которую провожают блинами и вином.

В «Осени» встречается и непосредственное обращение поэта к своему читателю: «Дни поздней осени бранят обыкновенно, / Но мне она мила, читатель дорогой». С помощью подобного хода автор таких строк становится нам более близким. Он словно ведет диалог со своим собеседником. И мы проникаемся его восхищением окружающей природы. И она играет перед нами самыми разнообразными красками.

Как отмечают исследователи, это стихотворение не выбивается из ряда реалистических произведений Пушкина. И картины самой природы описаны довольно правдоподобно. «Октябрь уж наступил — уж роща отряхает / Последние листы с нагих своих ветвей; / Дохнул осенний хлад — дорога промерзает. / Журча еще бежит за мельницу ручей...»

В природный мир органично вплетаются и действия людей: «...Сосед мой поспешает / В отъезжие поля с охотою своей...» Немного мы узнаем и о самом лирическом герое. В собственном же описании проявляется некая ироничность. «Здоровью моему полезен русский холод...» или «Я снова жизни полон — таков мой организм / (Извольте мне простить мой прозаизм)».

Легкость, с которой читается это стихотворение, остается надолго. Картины природы в стихотворении «Осень» вполне реалистичны. В них совершенно нет никаких абстрактных, нереальных описаний. А чтобы было понятно авторское отношение к временам года, идет их сравнивать с тем, что давно все знают и помнят. Вот что поэт пишет об осени: «Так нелюбимое дитя в семье родной / К себе меня влечет».

В стихотворении «Осень» благосклонность поэта проявляется только к еще одной поре, кроме осени, — зиме. «Суровою зимой я более доволен, / Люблю его снега...» Возможно, поэтому в его творчестве известны и зимние стихотворения — такие, как «Зимний вечер» (1825) и «Зимняя до- рога»(1826). В них нет лирических отступлений, но они не теряют от этого своего великолепия.

Стихотворение «Зимний вечер» открывается образом бури. Показано погодное ненастье: «Буря мглою небо кроет, / Вихри снежные крутя...» И здесь также появляются пушкинские сравнения, благодаря чему буря соотносится то со зверем, то с дитем. И постепенно буря словно «получает» человеческие черты и поэтому может, как путник, постучать в окно. С помощью таких сравнений разрушающая буря становится не такой страшной. Пушкинские строки укрощают гул стихии.

Во время непогоды хорошо посидеть у доброго и ласкового огонька. И поэт вспоминает о старушке, что в долгие зимние вечера пела песни о синице, что за морем жила, о девице, что за водой по утру пошла. В реальной жизни Пушкину рассказывала сказки и другие народные творения его няня Арина Родионовна. С ней нередко коротал долгие зимние вечера маленький Пушкин. Именно она приобщила его к этому неоценимому сокровищу. И получается, что зимние вечера, один из которых описан в стихотворении, стали источниками его дальнейшего творчества.

Немало поэтичного находит Пушкин и в зимней дороге. В стихотворении «Зимняя дорога» нам открываются все ее особенности и прелести. «Сквозь волнистые туманы / Пробирается луна, / На печальные поляны / Льет печально свет она». Луна оживает под пером автора. Она наделяется человеческими качествами: печалью. Если в стихотворении идет олицетворение и сравнение, то здесь ей дается непременно человеческое качество.

Картины пушкинской природы не обходятся без животного или человеческого присутствия. В этом стихотворении нет ненастья, но все равно оно заполняется звуковыми эффектами: «По дороге зимней, скучной / Тройка борзая бежит, / Колокольчик однозвучный / Утомительно гремит». Не дает все-таки автор в зимнем пейзаже такого очарования и прелести, как в осеннем. Но, как и в стихотворении «Зимний вечер», здесь возникают народные нотки. Песню поет ямщик, и в ней слышится что-то то разгульно удалое, то тоска. И снова в произведении появляется сам автор. Ему скучно и грустно на этой зимней дороге.

В стихотворении «Зимняя дорога» присутствуют и обращения, но только не к читателю, а к Нине, к которой герой завтра вернется. Это вполне «определенный человек», ведь именно ему жалуется лирический герой.

Природа в лирике Пушкина имеет свои особенности. Стихотворения наполнены красотами природы и очень субъективны. Автор не диктует нам своей воли. Однако он раскрывает красоты только тех пейзажных картин, что ему по душе. Поэт не отрицает за нами право выбора, однако очарование дается только в облике осени, любимой его поры. Картины природы почти всегда наполняются людьми или сравнениями с ними. И кажется, что пейзажная прелесть уходит куда-то очень далеко. А на первый план встают бытовые конкретные реалии. Это происходит и потому, что, как отмечают критики, «реалистический пушкинский стиль стремится к предельной правдивости в изображении как внешнего, так и внутреннего мира». Слишком конкретные образы приземляют и своеобразие природы и ее проявления. Встречаются в пейзажных стихах и лирические отступления, которые создают многогранную картину. Отступления создают некую свою ауру, которые соприкасаются с теми элементами лишь потому, что они были причиной их развития. Те или иные времена года навевают лирическому герою определенные настроения. Пейзажная лирика Пушкина очень красочна, реалистична и жизненна. Под пером поэта она приобретает только поэтическое оформление, а содержанием остается сама природа.