Готовые сочинения

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

Сюжеты и герои баллад В. А. Жуковского «Рыбак» и «Перчатка»

Печать

Сюжеты и герои баллад В. А. Жуковского «Рыбак» и «Перчатка»

1.  Баллады Жуковского — начало литературного романтизма.
2.  «Рыбак»: мечта о возвышенной любви.
3.  «Перчатка»: любовь не терпит тщеславия.
4.  Баллады В. А. Жуковского — напутствия человеку.

С балладами В. А. Жуковского в русскую поэзию вошло новое литературное направление — романтизм. Романтизм обращается к истокам национальной культуры, он связан с исторической жизнью народа. В основном все баллады Жуковского — это переводы.

«Рыбак» — перевод одноименной баллады И. В. Гете, а «Перчатка» — стихотворения Ф. Шиллера. В своих переводах, Жуковский старался сохранить важнейшие черты подлинника, но одновременно и усиливать их, оставлять на второй план сопутствующие моменты. Все баллады Жуковского — это «театр страстей», где до предела напряжены ситуации, где фантастика вмешивается в судьбы персонажей, где чувства и настоящее героев изменчивы, а поступки непредсказуемы. Поэт в своих балладах осуждает корысть, низменные страсти, индивидуализм, возвеличивает невинность, чистоту и душевную щедрость.

Гете написал балладу «Рыбак» в духе народной песни. Всегда следуя теме народности, Жуковский на этот раз написал свою балладу «Рыбак», отказавшись от «простонародного» стиля. Однако в ней присутствует традиционная для баллад поэта фантастика: красавица-русалка предстает перед рыбаком:

Бежит волна, шумит волна!
Задумчив, над рекой
Стоит рыбак; душа полна
Прохладной тишиной.
Сидит он час, сидит другой;
Вдруг шум в волнах притих...
И влажною всплыла главой
Красавица из них.

Природа в балладах Жуковского — великий творец, «сочиняющая» свои картины по законам гармонии и по законам прекрасного. Тому подтверждение — баллада «Рыбак». «Блестящая красота» природы у поэта одушевлена. В природе Жуковского все живо, все подвижно («притихший шум в волнах», «бегущая волна», «кипучий жар из вод», «купающееся солнце», «горящее красой солнце»).

Одна из главных лирических тем поэзии Жуковского — тема любви. Чистая любовная лирика освещена у поэта лучом гуманности. Взаимное влечение и любовь объединяет и роднит души независимо от происхождения героев. Так, реальный человек не подозревает у себя чувства тоски и томления по светлой любви:

Бежит волна, шумит волна...
На берег вал плеснул!
В нем вся душа тоски полна...

Сам Жуковский жаждал большого счастья и писал о праве человека на чувство. Трагедию своей любви Жуковский рассматривал как трагедию мыслящего и чувствующего человека, как неизбежность крушения и гибели лучших надежд и невозможности личного счастья в современном реальном мире. Человека, по мнению поэта, повсюду подстерегают страдания и утраты, его мечты рушатся, человек не может победить могучие силы, стоящие на его дороге к счастью. Его размышления о любви, о мечте существовании безбрежного счастья нашли отражения в строках «Рыбака». Для Жуковского земная жизнь содержит неразрешимые противоречия и окрашена глубокой печалью. Эти противоречия устранимы, по мнению поэта, только за видимой гранью бытия: водная красавица манит рыбака к себе с земли — кипучего жара — в мир воды. И рыбак, забыв о земной суете, отправляется за Русалкой:

...Знать, час его настал!
К нему она, он к ней бежит...
И след навек пропал.

Богатый, разнообразный и в то же время сложный и противоречивый мир средневековья нашел свое отражение в балладе «Перчатка». Основа баллады «Перчатка» — предания о развлечениях французского двора времен Франциско I, властвовавшего в первой половине XV века. В этой балладе чувствуется осуждение Жуковским пустого, бессмысленного времяпрепровождения, жестокости и цинизма французской знати. Аристократы развлекались звериными бойнями и поединками «косматого льва», «смелого тигра» и двух барсов:

...И гости ждут, чтоб битва началася...
...За королем, обворожая
Цветущей прелестию взгляд,
Придворных дам являлся пышный ряд.

Помимо обличения бездуховности, в балладе «Перчатка» есть и еще одна очень важная мысль. Это мысль о сосуществовании любви и жестокости, любви и бессмыслицы, любви и эгоизма, любви и тщеславия. Высокомерная и лицемерная женщина, решив проверить любовь к себе смелого рыцаря Делоржа бросает перчатку на арену:

Вдруг женская с балкона сорвалась
Перчатка... все глядят за ней...
Она упала меж зверей.
Тогда на рыцаря Делоржа с лицемерной
И колкою улыбкой глядит
Его красавица и говорит:
«Когда меня, мой рыцарь верный,
Ты любишь так, как говоришь,
Ты мне перчатку возвратишь».

Тема своеволия, связанная с ощущением безмерности и неограниченности власти, тема эгоизма и тщеславия в творчестве Жуковского занимает одну из важных и главных мест. Эти человеческие пороки высмеиваются автором «Рыбака» и «Перчатки». По мнению Жуковского, причины гибели всех мечтаний человека — это стремление его к без­граничной власти, эгоизм и тщеславие. Несмотря на, казалось бы, полный трагизм, поэт находит в своих балладах место и оптимизму и светлым чувствам.

Делорж незамедлительно идет к зверям и возвращает даме перчатку. Его смелым и дерзким поступком восхищены король, бароны и дамы:

...Спокойно всходит на балкон;
Рукоплесканьем встречен он;
Его приветствуют красавицыны взгляды...

Но любовь Делоржа вмиг погасла. Мы видим основной смысл баллады: любовь не должна строиться на капризах, бессмыслице и эгоизме.

Таким образом, своим творчеством и своими балладами Жуковский призывает читателя ощутить очарование красоты, гармонии и величие мироздания в природе, придаваться мечтаниям. Поэт пытается доказать человеку бессмысленность и невозможность одновременного существования гуманизма и эгоизма, цинизма и своевластия. Жуковский доказывает своим читателям, что любовь — светлое, благородное чувство. Оно не терпит лицемерия и тщеславия.