Готовые сочинения

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

Обзор творчества Н. М. Карамзина

Печать

Обзор творчества Н. М. Карамзина

1.  Карамзин-историк.
2.  Карамзин и русский сентиментализм.
3.  Поэтическое наследие писателя.
4.  Публицистика Карамзина.
История в некотором смысле есть священная книга народов: главная, необходимая; зерцало их бытия и деятельности; скрижаль откровений и правил; завет предков к потомству; дополнение, изъяснение настоящего и пример будущего.

Н. М. Карамзин. «История государства Российского»

Николай Михайлович Карамзин приобрел известность в первую очередь как историограф. Его многотомный труд «История государства Российского» и ныне является источником бесценных сведений за огромный период времени. Благодаря многолетней титанической работе Карамзина русские люди получили возможность узнать о ленных этапах становления родной страны. Плод его исследования не сухие факты и цифры, а непростая, противоречивая жизнь России. Карамзин систематизировал, обобщил и художественно изложил огромное количество исторических сведений, накопленных летописцами. Историк и писатель, Карамзин вложил в свой труд чувство любви к родине и преклонения перед величием Бога и человека, а равно и ужас перед великими злодеяниями, часто имевшими место в жизни страны и ее правителей.

Однако Н. М. Карамзин начал свою литературную деятельность не с исторических исследований. Именно он явился одним из первых русских писателей-сентименталистов. В повести «Бедная Лиза» писатель продемонстрировал совершенно иной подход к созданию литературного произведения, чем утвердил господствовавший до того классицизм. Принципы сентиментализма коренным образом отличались от раз и навсегда застывших форм классицизма. Писателю- сентименталисту интересны прежде всего чувства и переживания героев, их внутренний мир. Классицизм требовал, чтобы герои воплощали в себе какие-либо идеи; их индивидуальные, неповторимые черты характера не были объектом пристального внимания писателей. В произведениях сентименталистов мы находим живых людей. Карамзин обращался и к жанру исторической повести: примером могут служить «Наталья, боярская дочь» и «Марфа-посадница, или Покорение Новагорода». Карамзин не был чужд и поэтическому творчеству; мы можем найти в его литературном наследии, например, такую осеннюю зарисовку с назидательным замечанием:

Веют осенние ветры
В мрачной дубраве;
С шумом на землю валятся
Желтые листья.
Поле и сад опустели,
Сетуют холмы,
Пение в рощах умолкло -
Скрылися птички...
Странник печальный, утешься:
Вянет природа
Только на малое время;
Все оживится.

Поэтическое наследие Карамзина характеризуется многообразием тем, к которым обращался автор: он писал о любви и природе, об изменении человеческих чувств и о государыне. Писал он и эпиграммы, проникнутые философскими раздумьями:

Что наша жизнь? Роман - кто автор? Аноним.
Читаем по складам, смеемся, плачем... спим.

В небольшой фразе подчас отражается глубокая философия жизни, ее смысл и вечная загадка:

Что есть жизнь наша? - Сказка...
А что любовь? - Ее завязка;
Конец печальный иль смешной.
Родись, люби - и Бог с тобой!

Карамзин писал и в публицистическом жанре. Его статьи «О книжной торговле и любви ко чтению в России», «Что нужно автору», «О любви к Отечеству и народной гордости» не потеряли своей современности и в наши дни, хотя были написаны в начале XIX века.

Все вышесказанное свидетельствует о многогранности литературного таланта Карамзина, его глубоком понимании истинной сущности вещей и явлений, которая мало изменяется во времени. Карамзина по праву можно назвать одним из классиков русской литературы; непреходящая ценность его литературного наследия проверена временем.