Готовые сочинения

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

Сказка в творчестве А. П. Платонова (По произведению «Умная внучка»)

Печать

Сказка в творчестве А. П. Платонова (По произведению «Умная внучка»)

1.  Хранители драгоценных сокровищ.
2.  Сказочные каноны у писателя.
3.  Сказочные новинки.

А. П. Платонов больше известен такими своими произведениями, как «Котлован», «Чевенгур», «Возвращение». Но мало кто знает, что он обращался и к народному жанру сказки. Ведь люди, а особенно дети, занимают центральное место в его творчестве. Именно для них и предназначались его произведения. Сам он писал: «Россия обильна людьми, а не числом их... разнообразием и своеобразием каждого человека». И это своеобразие отражается в сказках. Как мы в произведении ищем неуловимые, портретные характеристики его автора, так и по этому народному жанру можно воссоздавать облик народа. По свидетельству вдовы писателя М. А. Платоновой, после демобилизации Платонов «все последние годы своей жизни... работал над сказками и народным эпосом».

Сказки нам известны с детства. В них всегда случаются какие-нибудь необычные и интересные события. В конце сказки порок обычно наказывается, а добродетель побеждает. Есть в ней отрицательные и положительные герои, которые делятся с читателями и слушателями своим опытом. А опыт этот передавался из поколения в поколение. В результате сказки становятся памятниками и хранителями драгоценных сокровищ прошлого. Хорошо об этом писал сам Платонов: «...народ охватывает всю действительность не только в ежедневном труде, в борьбе и пространстве, но и в памяти своих поколений и во времени — народ бессмертен». А бессмертен он именно сказками.

Заметим, что сказки Платонова относятся к так называемым литературным сказкам, то есть народным сказкам, обработанными художниками слова. Платонов считал, что огранка сказки занимает исключительно важное место в творчестве любого писателя. Ведь тот не только переписывает найденный им сюжет в удобном для него ключе. Он собирает большое количество вариантов и вариаций, чтобы создать свою версию. «Писатели дополнительно обогащают и оформляют народную сказку, — замечал Платонов, — силою своего творчества и придают ей то окончательное, идеальное сочетание смысла и формы, в котором сказка остается пребывать надолго или навсегда». Как же сам писатель сделал такую тонкую и очень важную работу?

В сказке «Умная внучка» рассказывается о смекалистой девочке, которая благодаря своей способности помогает дедушке. Сказочные каноны проявляются с самого начала произведения. Например, зачин: «Жили старик со старухой, и с ними внучка Дуня жила». Но в отличие от канонических сказок умная внучку все любят. Ее никто не притесняет. Наоборот, бабушка и дедушка только радуются ей, особенно после того, как она себя проявила. Когда старик со старухой вернулись вечером с базара и обнаружили, что «наработано столько, словно тут четверо было».

Еще одна из сказочных новинок — точно указан возраст девочки, ей семь лет. И в свои годы она смогла разгадать загадки царя, которые не могли отгадать взрослые люди.

В этих загадках проявляется еще одна составляющая, ее можно обозначить как социальную. Богатый, хотя и понимает, что его мерин не может принести жеребенка, все равно настаивает на своем. Поэтому спор разрешить не получается: «у бедного правда, а у богатого выгода».

Сохраняется в сказке и ироническое описание царя. Это проявляется в том, что он считал себя умным человеком и любил «судить-рядить своих подданных».

Так как сказка народная, то умнее в данном случае должен быть бедный человек из народа. Однако люди все равно идут для решения спора к своему царю — в этом тоже проявляются элементы сказки. Скорее всего, это связано с тем, что, по народным представлениям, царь умнее всех, и только он может разрешать все споры и проблемы человека.

Начало сказки Платонова соответствует всем канонам. В ней проявляются и сказочные, и социальные черты. Отметим еще один элемент этой социальности. Богатый не знает верных ответов, но придумывает такие, чтобы подольститься к царю и выиграть спор.

Внучка помогает дедушке отгадать царские загадки.

Встречается в произведении Платонова и характерная для русской сказки троичность. Она проявляется в количестве заданных загадок царя. Чтобы решить, чей жеребенок нужно было ответить на следующие вопросы: «"Что всего на свете сильней и быстрей?", "А что всего на свете жирней?", а еще: "Что всего мягче и что всего милее?"» Такое же сочетание тройки встречаем мы и в новых загадках царя уже непосредственно для самой внучке.

Первая из них была решена быстро. Она попросила царя из прутика сделать кросны, чтобы из царевой шелковой ниточки соткать полотенце. И вторую загадку внучка решила: ей нужно было от царя однодневного пшена для цыплят, что должны вылупиться из полтораста яиц. Последняя загадка оказалась самой сложной. Даже сама внучка пригорюнилась. Но все равно она нашла выход и из этого положения.

В последней его загадке тоже наблюдается троичность: «Пусть твоя внучка явится утром ко мне — ни пешком, ни на лошади, ни голая, ни одетая, ни с гостинцем, да и не без подарочка!»

В сказке Платонова встречается еще один элемент, характерный для этого жанра — счастливый финал. Дедушке удается забрать жеребенка своей кобылы. Правда, случается это опять же по совету внучки. Она оказывается умнее царя. И в довольно грубой форме указывает на его глупость: «Да тут бы и дурень рассудил, а ты царь!»

Однако, хотя добро торжествует, самый конец сказки немного «печален». Царь-судья не отпускает с миром победителей. Дуня говорит царю, что когда она вырастет, станет судьей, чтобы судить царя. Это очень его обижает. И вдогонку победителям он посылает злого пса, но дедушка защищает внучку. Сказка все-таки заканчивается благополучно.

Произведение Платонова во многом соответствует всем сказочным канонам. Правда, в сказке совершенно нет волшебства. Но автор обходится без этого характерного компонента для данного жанра. Он точно придерживается сказочных канонов.

Платонов глубоко проникся народным духом. И по образу и подобию народной сказки создает свое не менее сказочное произведение. «Отдельные гениальные художники, — писал Платонов, — отлично знали это свойство, присущее лишь народу, создавать совершенные художественные произведения, — свойство, обусловленное массовым опытом народа и способностью его копить в себе сокровища своей души». Народ накопил, а Платонов открыл необъятные сокровища русских сказок, которые таят в себе много знаний и навыков, отточенных веками. Как подлинный художник Платонов мастерски обработал древний жанр. И уже в нашем сознании он оставляет наилучший вариант из всех, что удалось ему собрать. И, возможно, в скором времени и его сказка станет истинно народной, настолько, что мы будем считать ее созданием народным, а не отдельным писательским даром.