Готовые сочинения

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

Образ правдоискателя в повести Н. С. Лескова «Очарованный странник»

Печать

Образ правдоискателя в повести Н. С. Лескова «Очарованный странник»

1.  Мнение критиков о том, почему Флягин назван «очарованным странником».
2.  Контрастность фигуры главного героя повести.
3.  Итог жизненного пути «странника».

Сын Н. С. Лескова А. Н. Лесков писал об отце: «С большим опозданием приобщившись к литературе, Лесков с первых же лет своего писательства отдался "служению ей" со всей силой и страстностью своего кипучего темперамента. Для него решительно ничто не могло иметь равного с литературой значения и цены. Все было ниже ее, ибо в литературе есть "царство мысли"».

Повесть «Очарованный странник» была написана Лесковым в 1873 году и сразу снискала широкий читательский успех. На ограниченном сюжетном пространстве писатель создал художественную модель всей России. Произведение выдержано в сказовой манере: автор «скрывается» за рассказчиком, сторонясь однозначных оценок.

Обращаясь к образу главного героя повести, «очарованному страннику» Ивану Северьянычу, первый вопрос, который возникает: почему автор назвал своего героя-правдоискателя очарованным? В критике существовало много мнений на этот счет. Так, А. Л. Волынский писал: «Слово "очарованный" употреблено в "особенном таинственном смысле", соответственно примитивно-мистическому взгляду на несвободную роль человека, который воплощает своими делами возвышенную истину. Очарован тот, над кем тяготеют божественные чары, кто зачарован ими, кто сознательно и бессознательно является "странником" в жизни, исполняя не свою волю, а волю пославшего». Другим критиком, Л. П. Гроссманом, было отмечено, что «герой Лескова, как древний витязь русского эпоса, окован в плену, полуискалечен, приведен к бездействию и мертвенной спячке. Отсюда и заглавие повести — "Очарованный странник", то есть обессиленный вражьими чарами вольный наездник по бескрайним родным равнинам. В этом смысле и повествует рассказчик, как убежал, наконец, из татарской степи наш очарованный богатырь».

Иван Северьяныч претерпел в своей жизни немало «злосчастий» и под конец своего бытия оказался во власти нового очарования — очарования идеей героического самопожертвования во имя спасения отечества, которому, как представляется герою, грозят огромные бедствия. Но самым сложным в жизни героя становится его путь к духовной высоте. Лесков изображает своего героя из народа на том повороте его жизни, когда в наивном и импульсивном Флягине впервые в жизни заговорила воля к активным историческим действиям.

Образ главного героя повести, которого Л. Аннинский назвал «затейливой фигурой», насыщен контрастами. С одной стороны, мы видим его полное душевное безразличие к своим некрещеным детям: одна «жена родила двух Колек да Наташку, да эта, маленькая, в пять лет шесть штук породила, потому что она двух Колек в один раз парою принесла», но дети от татарок «были без всех церковных таинств», поэтому герой «их за своих детей не почитал». Но с другой стороны, ему было присущи удивительное чувство красоты и даже некоторая артистичность натуры.

Судьбу Ивана Северьяныча Флягина сам автор назвал «житейской драмокомедией», в которой, как писал автор, «описана правда, смешанная с вымыслом и затушеванная, чтобы иметь право быть печатаемой».

Нельзя не отметить и сходство Ивана Северьяныча с фольклорными героями. Он напоминает Иванушку-дурач- ка, отчасти сходен и с Ильей Муромцем. На протяжении действия писатель изображает «историю роста души» Флягина, который представлен в повести не столько как рассказчик, сколько как главное действующее лицо.

Жизненный путь привел Флягина к последней его пристани — монастырю, «к которому он, по глубокой вере его, был от рождения предназначен, и так как ему здесь, казалось, все столь благоприятствовало, что приходилось думать, что тут Иван Северьяныч более уже ни на какие напасти не натыкался; однако же вышло совсем иное».

Злоключения ждали его и в святой обители. Чтобы искупить грехи, его отпустили на богомолье в Соловки к Зосиме и Савватию. В заключение повести герой говорит об этом: «Везде был, а их не видал и хочу им перед смертью поклониться.

- Отчего же "перед смертью"? Разве вы больны?

- Нет-с, не болен; а все по тому же случаю, что скоро на­до будет воевать.

- Позвольте: как же это вы опять про войну говорите?

- Да-с.

- Стало быть, вам "Благое молчание" не помогло?

-Не могу знать-с: усиливаюсь, молчу, а дух одолевает.

- Что же он?

- Все свое внушает: "ополчайся".

- Разве вы и сами собираетесь идти воевать?

- А как же-с? Непременно-с: мне за народ очень помереть хочется».

То есть мы видим, что герой смысл своей жизни все-таки увидел в служении людям, что подчеркивает его «очарованность» идеей принести пользу своему народу.

В образе главного героя Лесков нашел свое понимание народного характера, а в связи с этим и будущего, которое ждет Россию. Автор «Очарованного странника» разделил бы взгляд другого великого русского писателя Ф. М. Достоевского: «Не вне тебя правда, а в тебе самом; найди себя в себе, подчини себя себе, овладей собой — и узришь правду... Победишь себя, усмиришь себя — и станешь свободен как никогда и не воображал себе, и начнешь великое дело, и других свободными сделаешь, и узришь счастье, ибо наполнится жизнь твоя, и поймешь наконец народ свой и святую правду его».