Готовые сочинения

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

Романтическая поэма М. Ю. Лермонтова «Мцыри»

Печать

Романтическая поэма М. Ю. Лермонтова «Мцыри»

1.  Особенности лирики М. Ю. Лермонтова.
2.  Развитие действия в поэме «Мцыри».
3.  Главный герой произведения.
4.  Природа в поэме «Мцыри».

Поэзия великого русского поэта Михаила Юрьевича Лермонтова — это прежде всего красочно и достоверно изображенный мир исканий, духовных терзаний, многочисленных разрешимых и неразрешимых жизненных вопросов, глобальных философских и нравственных проблем. Но при этом поэт все же воспринимает окружающее его пространство как нечто прекрасное, полное высоких, духовных чувств — дружбы, любви, уважения. Природа в изображении Лермонтова предстает перед нами живым существом. Реки, горы, облака, скалы — все это существует во времени и пространстве, сообщая произведениям поэта нужное настроение и неповторимый колорит.

Лирический герой у Лермонтова не приемлет несправедливость в любой ее форме, с гневом отвергает ложь, негативно воспринимает человеческие недостатки.

Все перечисленное без колебаний можно отнести к романтическим произведениям М. Ю. Лермонтова — поэмам «Демон», «Боярин Орша», «Мцыри» и др. Рассмотрим более подробно одну из перечисленных нами поэм — «Мцыри».

Развитие действия в данном произведении происходит одновременно на двух уровнях: с одной стороны, поэт рассказывает о своей тоске по идеалу романтического героя, мечтает о далекой, удивительной стране, с другой — очень реалистично и ярко повествует о жизни юного горца, о его нравственных и физических страданиях, сопровождавших его после ухода из монастыря. Главный герой поэмы Мцыри не просто скучает по близким людям, по родным местам — он тоскует по своей Родине: «Я цель одну — пройти в родимую страну — имел в душе...». Под словом «родина» не подразумевается какое-либо конкретное государство: это лишь романтизированный поэтический образ. Врожденные качества характера Мцыри — отвага, жажда бури, активных действий, событий — были переданы ему его предками, смелыми и решительными горцами.

Автор наглядно демонстрирует читателю, что гнетущее чувство неудовлетворенности покоем и размеренным существованием свойственно соотечественникам Мцыри, не желающим примириться с действительностью и предпринимающим попытки повлиять на происходящие события.

Во время написания поэмы «Мцыри» огромную роль сыграли впечатления Лермонтова о нравах и быте жителей Кавказа, о богатой, яркой южной природе, поражающих воображение высоких горах. Именно эта естественность, «жизненность» сообщает данному произведению неповторимый колорит, переносит читателя в мир, изображаемый автором. Реальность происходящего подчеркивается мелкими, но очень характерными деталями внешности героев, окружающей их обстановки. Место действия всегда обозначается очень четко. Например:

Немного лет тому назад,
Там, где сливаются шумя,
Обнявшись, будто две сестры,
Струи Арагвы и Куры,
Был монастырь...

Описываемый автором монастырь сохранился до наших дней, и его описание полностью соответствует действительности. Внутреннее убранство монастыря охарактеризовано очень емко и образно. Лермонтов рассказывает об очень узких окнах, расположенных под самым потолком и при этом еще и забранных решетками, подводя читателя к выводу: монастырь — это не только тихая обитель, где верующие могут беспрепятственно обращаться к Господу, это строгая, холодная тюрьма. Не случайно юному, изможденному мальчику, с трудом выдерживающему длительные утренние молитвы, чудится, что лики святых взирают на него с укором, угрозой, точно так же, как и живые монахи- схимники.

Мрачную картину монастыря особым контрастом оттеняет описание яркого летнего солнца, бьющего в зарешеченные окна. И мысли молодого послушника, независимо от его воли, витают далеко от темной тюрьмы: «О, как туда хотелось мне, от мрака и молитв, в тот чудный мир страстей и битв...».

Образ горного монастыря в поэме «Мцыри» является обобщением всех причин, сковывающих человеческую свободу, связывающих мысли, отрицающих саму возможность борьбы и активной жизни. Поэзии Лермонтова вообще свойственен тщательный отбор характерных черт тех или иных событий или явлений. Так, обычная монастырская архитектура в поэме неожиданно приобретает особый, зловещий смысл. Именно он сообщает данному произведению неповторимый колорит:

Сквозь пары
Вдали чернели две горы.
Наш монастырь из-за одной
Сверкал зубчатою стеной...

Нет ничего удивительного в том, что свободолюбивый юноша Мцыри всеми силами старается бежать из темницы. Он тоскует по местам, где родился и вырос, обладает достаточной выносливостью и терпением, чтобы перенести все тяготы и лишения побега. Как любое живое существо, неспособное жить в неволе, герой поэмы воспринимает свое пребывание в изоляции как временный этап своей жизни, предшествующий возвращение на волю. И он хочет убедиться в истинности своих суждений: «Узнать, прекрасна ли земля, / Узнать, для воли иль тюрьмы / На этот свет родимся мы...».

Одной из самых ярких сцен поэмы Лермонтова можно назвать красочное изображение битвы Мцыри с опаснейшим хищником — барсом. Два храбрых, свободолюбивых существа, по воле судьбы столкнувшиеся на одной тропе, вступают в кровопролитную схватку, понимая, что в живых должен остаться только один. Автор подчеркивает сходство свирепого хищника с человеком — «Но с торжествующим врагом / Он встретил смерть лицом к лицу, / Как в битве следует бойцу!..»

Одержав победу в этом нелегком сражении, Мцыри не испытывает ожидаемого ликования. Душой он все еще не освободился от мрачной тюрьмы, продолжает ощущать ее гнетущее присутствие.

Немаловажное значение имеет и звуковое построение поэмы «Мцыри». В сознательно допускаемых автором повторах мы слышим шум и рев бурного горного потока, его постепенно стихающий вдали плеск, напоминающий дивную мелодию. Лермонтов описывает движение ручья вперед, когда во время грозы он получает дополнительные силы и способность сдвигать крупные камни, загромождающие его русло: «Немолчный ропот, вечный спор с упрямой грудою камней...». Музыка природы, естественных стихий ощущается и в светлом, проникновенном описании утра:

Запели птички; и восток
Озолотился; ветерок
Сырые шевельнул листы;
Дохнули сонные цветы...

Пробуждение природы можно сравнить с пробуждением лирического героя Лермонтова — яркого, свободолюбивого, прекрасного и бунтующего.