Готовые сочинения

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

В чем заключается «потерянность» поколения М. Ю. Лермонтова?

Печать

В чем заключается «потерянность» поколения М. Ю. Лермонтова?

1. Творчество Лермонтова в эпоху «безвременья».
2. Стихотворение «О, полно извинять разврат...» как пример раннего творчества поэта.
3. Характеристика своего поколения в стихотворении «Дума».
4. Стихотворение «Прощая, немытая Россия...» — отражение внутренних чувств поэта.
5. Потерянность поколения Лермонтова.

М. Ю. Лермонтову суждено было жить и творить в переходную эпоху, время, когда дворянские демократические силы были разгромлены, а крестьянское освободительное движение было еще не сформировано. В творчестве поэта отразились настроения и веяния, царящие в прогрессивном обществе того времени. Так, известный критик В. Г. Белинский писал о произведениях Лермонтова, что «единственная поэзия, свойственная нашему веку, есть та, которая отражает его разорванность, его духовную немощь, плачевное состояние его совести и духа».

Центральной проблемой в творчестве Лермонтова является обличение посягательства на свободу и равенство индивидуумов, протест против политического гнета и социального неравенства, восстание против социально-политических основ старого общества. Еще юношей поэт заявлял: «Так жизнь скучна, когда боренья нет». Вся жизнь его прошла в борьбе с несправедливостью и рабством как душевным, так и физическим. Своему поколению прогрессивный Лермонтов в произведениях дает весьма суровую оценку. Ему не понять равнодушие, царящее в обществе, это для поэта духовная смерть.

Стихотворение «К***» («О, полно извинять разврат...») относится к раннему творчеству поэта. Она было предположительно написано в 1830 году. Произведение создано в традициях декабристской ораторской лирики и направлено против «злодеев» и льстецов, стоящих у трона «тирана», против политической власти, развращающей души и сердца:

О, полно извинять разврат!
Ужель злодеям щит порфира ?
Пусть их глупцы боготворят,
Пусть им звучит другая лира...

Кого же Лермонтов скрыл под ***? К кому он обращается в своем стихотворении? Известные литературные критики считают, что поэт взывает к А. С. Пушкину — своему кумиру. Многие представители той эпохи считали, что с помощью таких произведений, как «Стансы» (1826), «Друзьям» (1828), «К вельможе» (1830), Пушкин стремился найти компромисс с монархией и аристократией. Лермонтов не может смириться с этим:

Но ты остановись, певец,
Златой венец не твой венец.
Изгнаньем из страны родной
Хвались повсюду как свободой...

Лермонтов является преемником Пушкина в борьбе с существующей тиранией:

Ты пел, и в этом есть краю
Один, кто понял песнь твою.

Стихотворение «О, полно извинять разврат...» предвосхитило создание таких произведений, как «Прощай, немытая Россия...», «Дума» и др.

Произведение «Дума», написанное в 1838 году, по своему жанру относится к элегии-сатире. Сатира стихотворения направлена на представителей московской аристократии 30-х годов. Лермонтов пытается дать общую характеристику своих современников:

Печально я гляжу на наше поколенье!
Его грядущее - иль пусто, иль темно,
Меж тем, под бременем познанья и сомненья,
В бездействии состарится оно.

Это поколение выросло в сложных условиях мрачной реакции, которая была ответом на восстание декабристов. Саму же социально-политическую борьбу декабристов аристократы расценивают как «ошибку»:

Богаты мы, едва из колыбели,
Ошибками отцов и поздним их умом...

Общее настроение, царящее в обществе того времени, — тоска и равнодушие, о чем открыто заявляет поэт:

К добру и злу постыдно равнодушны,
В начале поприща мы вянем без борьбы;
Перед опасностью позорно малодушны
И перед властию - презренные рабы.

Эти люди, с точки зрения Лермонтова, не проявляют никакого интереса не к науке, не к искусству. Общество для поэта — это «толпа угрюмая и скоро позабытая»:

Мы иссушили ум наукою бесплодной,
Тая завистливо от ближних и друзей...
Мечты поэзии, создания искусства
Восторгом сладостным наш ум не шевелят.

Какую цель преследует Лермонтов, так откровенно обнажая пороки того общества? Он призывает к выходу из духовной спячки, подъему на борьбу с существующей властью и феодально-крепостническим строем. Стихотворение «Дума» было очень актуально для того периода. Вот как писал о нем известный критик В. Г. Белинский: «Эти стихи писаны кровью; они вышли из глубины оскорбленного духа. Это вопль, это стон человека, для которого отсутствие внутренней жизни есть зло, в тысячу раз ужаснейшее физической смерти!... И кто же из людей нового поколения не найдет в нем разгадки собственного уныния, душевной апатии, пустоты внутренней и не откликнется на него воплем, своим стоном?»

К позднему творчеству поэта относится стихотворение «Прощая, немытая Россия...». Оно было написано в 1941 году, перед ссылкой на Кавказ. Все свои горечь и отчаяние, неприятие общественной действительности Лермонтов вложил в первые строки произведения. В первой части стихотворения поэт изобличает политическую ситуацию того времени:

Прощай, немытая Россия,
Страна рабов, страна господ,
И вы, мундиры голубые,
И ты, им преданный народ.

Во второй части уже появляется лирическое «Я» Лермонтова. Он надеется на относительный покой для своей измученной души вдали от непринявшей его и непринятой им Родины:

Быть может, за стеной Кавказа
Сокроюсь от твоих пашей,
От их всевидящего глаза,
От их всеслышащих ушей.

Скорее всего, Лермонтову стала ясна тщетность своих попыток к пробуждению борьбы с несправедливостью у остальных его современников.

Потерянность поколения Лермонтова состоит в том, что прогрессивные слои общества отринули все старые пережитки, феодально-крепостнический устрой. В тоже время остальные представители аристократии прибывали в мрачном оцепенении после неудачной попытки свержения существующего строя. Еще не были сформированы принципиально новые социально-общественные отношения. Вот как Герцен оценивает общественно-политическую ситуацию своего времени: «Поймут ли, оценят ли грядущие люди весь ужас, всю трагическую сторону нашего существования?... Поймут ли они... отчего руки не поднимаются на большой труд, отчего в минуту восторга не забываем тоски?» В лице Лермонтова современники нашли «лучшего истолкователя безвыходных чувств общества» (по словам Дудышкина).