Готовые сочинения

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

Лирическое «Я» в любовной лирике М. Ю. Лермонтова

Печать

Лирическое «Я» в любовной лирике М. Ю. Лермонтова

1. Тема одиночества и не разделенной любви в творчестве поэта.
2. Стихотворение «Я не унижусь пред тобою...» как пример юношеского романтизма Лермонтова.
3. Любовь к Варваре Лопухиной. Ее образ в произведениях поэта.
4. Поэма «Демон». Отражение собственного «Я» в лирическом герои поэмы.>

На творчество М. Ю. Лермонтова наложили отпечаток как сложная политическая обстановка (эпоха «безвременья»), так и личные трудности и невзгоды (ранняя смерть матери, воспитание бабушкой вдали от отца, неразделанная трагическая любовь). Поэтому лирический герой практически всех произведений одинок.

Тема любви занимает большое место в творчестве поэта. Но в поэзии Лермонтова отсутствуют светлые и безмятежные настроения, те «чудные мгновения», свойственные поэзии Пушкина. Напротив, у поэта практически все лирические стихотворения об одиночестве, о неразделенной любви, об измене женщины, не оценившей возвышенные чувства.

Ранней лирической поэзии Лермонтова свойствен юношеский максимализм. Например, стихотворение «Я не унижусь пред тобою...», написанное в 1832 году. Произведение было посвящено первой любви поэта — Наталье Федоровне Ивановой. Их отношения продолжались около двух лет. За это время Лермонтов посвятил возлюблаенной более двадцати стихотворений. Тогда поэт испытывал только радостные чувства и был счастлив. Он был полон радостных надежд, счастливых ожиданий, восхищения юной красотой. Вот одно из первых стихотворных посланий, адресованных Наталье Федоровне:

В окно светил
Весенний теплый день; и у окна
Сидела дева, нежная лицом,
С очами, полными душой и жизнью.

Летом 1831 года поэт узнал, что Наталья Федоровна изменила ему и собирается выходить замуж. Это сильно потрясло Лермонтова. Вернувшись в Москву, он начинает писать свое знаменитое произведение «Странный человек», в которое вводит, изменяя фамилии, всех участников этой неприятной любовной истории.

«Я не унижусь пред тобою...» появилось на свет спустя полгода после любовной драмы поэта. В нем Лермонтов ставит окончательную точку в отношениях с девушкой, которой доверял все самое сокровенное. Для создания эффекта безостановочной речи-исповеди, поэт не делит стихотворение на строфы. Лермонтов также использует яркие эпитеты и метафоры, способствующие передаче сложного душевного состояния:

Я не унижусь пред тобою;
Ни твой привет, ни твой укор
Не властны над моей душою.
Знай: мы чужие с этих пор.

Лирический герой стихотворения по-прежнему испытывает сильные чувства, но он слишком горд:

Я горд!... прости!люби другого,
Мечтай любовь найти в другом;
Чего б то ни было земного
Я не сделаюсь рабом.

Поэт сожалеет, что столько времени он потратил на лживые отношения. Он весь в желании отдаться целиком творчеству:

Как знать, быть может, те мгновенья,
Что протекли у ног твоих,
Я отнимал у вдохновенья!
А чем ты заменила их?
Быть может, мыслию небесной
И силой духа убежден
Я дал бы миру дар чудесный,
А мне за то бессмертье он?

Лермонтов был человеком, которого переполняли эмоции и страсти. По мнению поэта, любовь должна быть вечной, его не устраивали «обычные», скоротечные страсти. Лермонтов не отрицал, что он мог и увлечься другой, отойти от предмета своего обожания. Но это были всего лишь минуты слабости:

У ног других не забывал
Я взор твоих очей.
Любя других, я лишь страдал
Любовью прежних дней.

Поэт отдавался чувствам весь, без остатка. Но, к сожалению, это редко находило ответ в сердце своих избранниц. Поэтому в произведениях Лермонтова, как правило, звучит тема неразделенной любви и одиночества.

Но в жизни поэта возникло другое чувство такое же пылкое и такое же неразделенное. Это была любовь к Варваре Александровне -Лопухиной (в замужестве Бахметевой). Критики считают, что она была музой для многих его произведений. Именно Варвара Лопухина стала прототипом главной героини «Княгини Лиговской», а также главной героини Эмилии в драме «Испанцы». Ей Лермонтов посвятил свою фундаментальную поэму «Демон», которая увенчала его творчество.

Наиболее полно значение такого чувства, как любовь, поэт раскрыл перед читателем в своей поэме «Демон». Вообще, главный герой этой поэмы — мятежный дух, изгнанный за богоборчество из рая, был отображением самого «Я» Лермонтова. Это произведение поэт писал около десяти лет, существует девять редакций этой поэмы.

Демон — угрюмый и одинокий дух. Является ли он воплощением зла? Нет, Демон Лермонтова далек как от света, так и от тьмы. В нем смешались равно положительные и отрицательные черты, этим Демон сродни обычному человеку. Но душа его холодна. Бог наказал Демона, опустошив его душу.

Все меняется, когда Демон встречает Тамару — свою любовь. Он начал жить, дышать полной грудью. В Демоне возникла потребность творить добро, восхищаться красотой мира:

Он любовался - и мечты
О прежнем счастье цепью длинной,
Как будто за звездой звезда,
Пред ним катилися тогда.

Почувствовав впервые тоску, Демон плачет:

Поныне возле кельи той.
Насквозь прожженный виден камень
Слезою жаркою, как пламень,
Нечеловеческой слезой!...

В этом заключается главная идея поэмы — возрождение через любовь. По мнению Лермонтова, настоящие чувства способны изменить даже сущность самого Демона.

Почему Демон полюбил Тамару? Она была не просто красавица, Тамара была близка Демону прежде всего духовно. Он почувствовал в ней душу, способную понять его. Поэт, напротив, в течение всей своей жизни не смог найти родственную ему душу. В финале произведения Демон утрачивает свою любовь и надежду, он опять одинок, наедине сам с собою:

И вновь остался он, надменный,
Один, как прежде, во вселенной
Без упованья и любви...

Так и сам Лермонтов был одиноким человеком, гением, не понятым обществом того времени...