Готовые сочинения

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

Стихотворение В. В. Маяковского «Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир: безразличие, бессердечие мещанина и гуманизм, доброта, сострадание лирического героя стихотворения

Печать

Стихотворение В. В. Маяковского «Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир: безразличие, бессердечие мещанина и гуманизм, доброта, сострадание лирического героя стихотворения

1.  Тема и сюжет стихотворения.
2.  Равнодушие толпы и сострадание лирического героя.
3.  Двойничество лошади и героя.

Стихотворение «Хорошее отношение к лошадям» Владимир Маяковский написал в 1918 году. Это лирическое стихотворение хорошо показывает особенности мировосприятия его лирического героя. В ранней поэзии Маяковского герой не только борец с чуждым ему миром и бунтарь, у его характера есть и другая сторона. Он очень раним, чувствителен, способен к состраданию, чутко отзывается на боль другого существа и требует такой же отзывчивости от окружающих. Это особенно выделяется на фоне бунтарских стихов Маяковского. Мечтая преобразить мир к лучшему, поэт прибегал не только к сатирическому, гротескному показу недостатков и пороков общества, он грубым языком старался подчеркнуть свою отчужденность от них. Поэт пытался пробудить в людях участие, сочувствие, затронуть все струны в их душе.

Самого поэта, романтика и максималиста, волновала проблема духовных идеалов общества, сопереживание ближнему он считал лучшим показателем человечности. Призыв к состраданию, осуждение равнодушной, бездушной толпы - основная тема стихотворения «Хорошее отношение к лошадям».

В стихотворении рассказывается история, как на Кузнецком упала лошадь.

Били копыта
Пели будто: -
Гриб.
Грабь.
Гроб.
Груб. -
Ветром опита,
льдом обута,
улица скользила.
Лошадь на круп
грохнулась,
и сразу
за зевакой зевака,
штаны пришедшие Кузнецким клешить,
сгрудились...

Метафоры изображают саму улицу как пешехода, скользящего по льду. Повторение согласных «гр» придает стиху особую выразительность, эта аллитерация напоминает нам хруст снега под лошадиным копытом, лексическое значение слов здесь неважно, только звуковое. Падение лошади, очень сильное и больное, что передается с помощью слова «грохнулась», вызывает у толпы сначала возглас: «Упала лошадь!» — а потом звенящий и звякающий смех. Смеется весь Кузнецкий. Не переживает за лошадь никто, кроме героя.

Лишь один я
голос свой не вмешивал в вой ему.
Подошел и вижу
глаза лошадиные...
улица опрокинулась,
течет по-своему...
Подошел и вижу -
За каплищей каплища
По морде катится,
Прячется в шерсти...

Лирический герой противопоставлен равнодушной толпе глумливых зевак. Только он один заметил лошадиные слезы. Опрокинутая улица в ее глазах передает внутреннее состояние животного: лошади больно оттого, что над ней смеются, и не поднимается она именно от этого унижения. «Звериная тоска» лошади передается и герою. Он чувствует ее боль и пытается утешить.

«Лошадь, не надо.
Лошадь, слушайте -
чего вы думаете, что вы их плоше?
Деточка,
все мы немножко лошади,
каждый из нас по-своему лошадь».

Герой переносит ситуацию на себя, и утверждение, что «все мы немножко лошади», указывает на это. Он считает своим долгом помочь упавшей. Маяковский использует здесь жанр разговора, вспомним его применение в других стихах: разговор с фининспектором, с солнцем и т. д. Лирический монолог о схожести людей и лошадей выражает тоску самого героя и способность ее преодолеть. Желание пересилить тоску и справиться с ситуацией возобладало и у лошади. Ведь результатом дружеской поддержки становится то, что она поднимается и идет.

Может быть, старая
и не нуждалась в няньке,
может быть, и мысль ей моя казалась пошла,
только
лошадь
рванулась,
встала на ноги,
ржанула
и пошла.

Реакция толпы на это не показана, потому что лошадь перестала обращать внимание на нее. Ее распирает новое чувство.

Хвостом помахивала.
Рыжий ребенок.
Пришла веселая, стала в стойло.
И все ей казалось -
Она жеребенок,
И стоило жить,
И работать стоило.

Старая лошадь почувствовала себя в душе молодой, нужной и бодрой, обрела второе дыхание. Произошло это изменение потому, что она почувствовала чье-то внимание. История лошади - это предлог рассказать о том, как необходимы сердечность, чуткость, отзывчивость в жизни. Если уж животное нуждается в этом, то человек - тем более.

Стихотворение «Хорошее отношение к лошадям» очень выразительно. Строки его коротки и динамичны, графическое разбитие на «лесенку» дает возможность расставить акценты, придать стихам непринужденность разговорной речи. Глаголы действия передают внутреннее движение и развитие сюжета, переживания лирического героя и лошади. Можно даже сказать, что герой видит в лошади себя, настолько остро он чувствует и понимает ее состояние. Герой и лошадь выделяются на фоне толпы именно своими переживаниями, не свойственными сухим, эмоционально черствым людям. Это двойничество завершается тем, что лошадь понимает, что ей сказал герой и решает преодолеть в себе то, что преодолел он.