Готовые сочинения

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

Борис Годунов, Петр Великий, Емельян Пугачев в произведениях А. С. Пушкина

Печать

Борис Годунов, Петр Великий, Емельян Пугачев в произведениях А. С. Пушкина

1.  Историзм А. Пушкина.
2.  Петр как создатель «города зла» в «Медном всаднике».
3.  Пугачев как реальный человек.
4.  Раскаяние царя Бориса, муки совести.

Заинтересованность А. С. Пушкина исторической темой напрямую связана с переходом писателя от романтизма к реализму. Он стал одним из первых русских писателей, обратившихся к историческому процессу. Но Пушкин никогда не основывался на простой хронологии в своих произведениях. Он всегда давал собственную авторскую оценку описанным событиям и очень много внимания уделял значению личности в истории России и мира. Главной отличительной особенностью пушкинского историзма является истинная объективность суждений.

Достаточно обширно проблема исторической личности рассматривается в поздний период творчества писателя, на этапе его жизненных философских размышлений. Образы исторических предводителей были со всей точностью показаны в «Медном всаднике», «Борисе Годунове» и «Капитанской дочке»: великий русский император Петр I, царь Борис Годунов, правивший в конце XVI века и предводитель крестьянского восстания Емельян Пугачев. Безусловно, эти три человека своими деяниями очень сильно повлияли на ход истории, но Пушкина больше интересует не их общественная роль, а скорее личностные качества каждого в отдельности. Но Пушкин не первый писатель, изобразивший эти портреты. До него существовали и другие точки зрения.

Личность Петра I оценивалась предшественниками Пушкина неоднозначно. Они твердо придерживались двух противоречивых мнений. С одной стороны, он заставил многих людей страдать, был жестоким деспотом, сильно помешал естественному ходу истории, но, с другой стороны, этот человек заслуживает большого уважения, он был великим политиком и реформатором. Пушкин также не придерживается единого мнения. В своем «Медном всаднике» писатель показывает императора двояко.

Главной заслугой Петра было продвижение вперед российской промышленности и сокращение отставания от стран Запада. Также он внес немалый личный вклад в строительство города Петербурга, развитие мощного флота и победу над шведами. Все, что было построено Петром, остается ценным и в наши дни.

Но Пушкин не стремится показать императора лишь с точки зрения прекрасного правителя. Он изобразил его прежде всего как простого человека, способного совершать и добро и зло. Великий император приносит страдания отдельному человеку, Евгению. Петр пытается сломать уже сложившийся строй общества, навязать русскому человеку европейские стандарты и нарушить естественной ход истории, тем самым навредив многим людям, в том числе и Евгению. Петр собственноручно создал огромное зло, носящее имя Петербург. «Ненасытный» город отнимает у Евгения его возлюбленную Парашу, тем самым убивая мечты о светлом будущем и веру в жизнь. Но автор оказывается единственным, кому не безразлична судьба обыкновенного «маленького человека».

Повесть Пушкина «Капитанская дочка» также является произведением с исторической основой, центральной фигурой которого является предводитель крестьянского восстания Емельян Пугачев. Первоначально к личности Пугачева относились отрицательно, называя его «душегубом» и «убивцем». Для объективности описанного Пушкину пришлось много путешествовать по стране, поднимая архивы и записывая слова современников. Писатель провел исследование, которое показало, что для многих людей Пугачев был вовсе не злодеем, а, напротив, спасителем и защитником. Перед ним преклонялись не только крестьяне и беглые каторжники, но и люди, считавшие Емельяна самозванцем, — дворяне. Из-за такого неоднозначного отношения к народному защитнику Пушкин решил изобразить личностные качества этого человека, одновременно показывая его общественную роль.

Пушкина всегда очень увлекала историческая тема, поэтому неудивительно, что за основу одной из своих трагедий он взял события конца XVI — начала XVII веков, когда государством правил царь Борис Годунов, а затем Лжедмитрий. Главной проблемой в то время был конфликт между народом и правителем, который очень ярко и реалистично отразил Пушкин в своем произведении. Для достоверности изображения Пушкин взял за основу трагедийную форму.

«Бориса Годунова» критики давно называют трагедией социально-исторической и народной, потому что в этом произведении показано влияние государственной власти на народные массы и влияние простых людей на ход истории во времена правления династии Годуновых. Таким образом, народ является главным двигателем истории.

Сидя в своих царских палатах, в роскоши и богатстве, Борис рассуждает о счастье и о том, что даже после восшествия на престол он этого чувства не испытал. Царя беспокоит неблагодарность его народа, ведь он «отворил им житницы... злато рассыпал... выстроил им новые жилища...». Но Борис чувствует себя несчастным не только по причине бесполезности всех трудов, но еще и потому что его мучают угрызения совести.

В трагедии одной из главных проблем является убийство царевича Дмитрия царем Борисом. Этот поступок хорошо раскрывает характер главного героя. Борис Годунов — мягкий человек, глубоко раскаивающийся из-за совершенного преступления, ведь не зря его мучают страшные видения.Но кроме собственного угрызения совести, Годунова ожидает «суд мирской», потому что он нарушил законы нравственности. Но кроме Бориса, наказание понес и сам народ, подчинявшийся «царю-Ироду», в стране настали смутные времена — это и стало карой за боязнь «маленького человека» противостоять человеку, имеющему власть.

Вклад Пушкина в художественную литературу безгранично велик. В своих произведениях он открыто выражает собственное мнение на то или иное историческое событие и очень много уделяет внимания личности и ее месту в истории. Историзм в русской литературе начал развиваться как раз с Пушкина и позднее лег в основу реализма.