Готовые сочинения

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

Американская действительность в сатире М. Твена (В произведениях «Приключения Тома Сойера», «Приключения Гекльберри Финна»)

Печать

Американская действительность в сатире М. Твена (В произведениях «Приключения Тома Сойера», «Приключения Гекльберри Финна»)

1.  Америка и ее проблемы в творчестве Марка Твена.
2.  Мир детства Тома и Гека.
3.  Твен — современник всех поколений.

Марк Твен хорошо знал страну, в которой жил. И не только как гражданин, но и как талантливый, яркий писатель. Твен по-настоящему любил свое отечество, но никогда не идеализировал его. С горечью он замечал и социальную несправедливость, и все те многочисленные проблемы, что так остро стояли в то время перед американским обществом.

Твену были близки и интересны народные сказания американского Запада, он любил юмор своих друзей — матросов, золотоискателей, фермеров, рудокопов — словом, людей самых разнообразных профессий. В творчестве Марка Твена много смешного, и именно такой он хочет показать жизнь. Он наблюдателен и лаконичен, видит юмор там, где кажется, его вовсе не может быть. Он не гнушается показать жизнь такой, какая она есть, и просит читателя повнимательнее приглядеться, чтобы увидеть то, мимо чего мы проходим каждый день, не замечая. Может, именно потому, что мы не приглядываемся к обыденному, и теряется что-то неуловимое, но очень-очень важное?

«Ничто не может сделать меня более гордым, чем признание моей "подлинности". Я стремился к этому так долго и добился этого наконец... Моя конечная мечта и желание - быть "подлинным", считаться "подлинным"», — говорил Марк Твен.

Все произведения, которые когда-либо вышли из-под пера Марка Твена, непременно соответствуют одному принципу — принципу правдивого изображения будней. Говоря о смешном и нелепом, он сохраняет видимость полного правдоподобия, и это гениальное умение поражает своей простотой и одновременной сложностью. Для Марка Твена очень важно выявить все то, что является враждебным для здоровых, настоящих чувств человека. Он стремиться отделить зерна от плевел. По словам знаменитого английского писателя Бернарда Шоу, Твен «изображает все таким образом, что заставляет людей, которые в противном случае повесили бы его, думать, что он шутит».

Твен критикует буржуазное общество, и делает это с демократических позиций. В таких произведениях, как «Приключения Тома Сойера» и «Приключения Гекльберри Финна», автор противопоставляет нетронутое грязью буржуазных отношений детское сознание быту и идеологии «взрослой» буржуазии. Твен показывает нам внутренний мир ребенка, обнажает все его чувства и переживания. Начиная работу над этими произведениями, Марк Твен и подумать не мог, что напишет книгу не только для взрослых — о мире и детях, но и для детей — о них самих и мире таких «непонятных» взрослых. Твен раскрывает перед читателем детскую психологию, моральные качества своих положительных героев. Он любуется их отвагой, поэтизирует их дружбу, осуждает социальную несправедливость. В этих противопоставлениях добра и зла, возвышенного и низменного и раскрывается отношение автора к миру, к событиям, происходящим в его стране, к жизни в целом — со всеми ее частностями.

В «Приключениях Тома Сойера» Твен поет своеобразный гимн. Гимн детству и всему, что связано с этим замечательным, поистине волшебным периодом в жизни каждого человека. «Гимн детству, переложенный прозой» — эти слова принадлежат самому Марку Твену. Вся его сатира направлена против буржуазного лицемерия, религиозного ханжества, чопорности мещанской жизни.

Марк Твен ждет перемен в обществе, перемен во всем политическом устройстве США, однако они не происходят. Разочарованный, он решает создать новое произведение, главным героем которого по-прежнему будет ребенок, мальчик- подросток. Но Том Сойер не походит на эту роль — уж слишком он чист, слишком мал, слишком детского в его мире. Так родился Гекльберри Финн. Марк Твен пропускает мальчика сквозь саму жизнь, все ее препятствия и горести. Главная тема этой повести — поиски настоящей, искренней свободы. По своему социальному положению Гекльберри — представитель демократических низов Америки. Ему тесно в мире сытых обывателей, он презирает богатство и совершенно не нуждается в нем, когда оно само приходит к нему в виде клада. Гекльберри бежит от буржуазного благополучия, ведь его стихия — вольная, независимая жизнь, полная романтики.

И то, что спутником Финна становиться негр Джим, не случайно. Он так же, как и Гекльберри, не свободен, и именно в этом видит причину всех своих напастей и бед. Юношеское вольнолюбие Гекльберри Финна социально осмысливается автором. Свобода — драгоценный дар, и в «демократической» Америке его не так-то просто заполучить, особенно если ты негр. Для этого необходимо проявить незаурядные качества и даже недюжинный талант.

В повестях Марка Твена мир детства напоен солнечным светом, ярким и теплым, он озорной и радужный. На фоне всех социальных несправедливостей нарисована детская жизнь со всеми ее проблемами, горестями, страхами, отчаянными приключениями, неистребимой жаждой к новому и светлому. Смех Твена мягок и оптимистичен, хотя в последние годы его творчества довольно явственно проступают скептические нотки, нотки разочарования, мотивы крушения несбывшихся надежд. Да, Америка не желала меняться так быстро, как этого хотелось Твену. Не только как автора, но и как человека, его волновали самые насущные проблемы — куда и зачем идет общество, членом которого он является? Что будет дальше? Когда же, наконец, в этом мире станет чуточку больше справедливости? Ведь главными для Марка Твена всегда оставались простые люди и самая обыкновенная жизнь. Просто счастливая жизнь.

Пожалуй, мы слишком привыкли к Твену-юмористу, сатирику, и порой не замечаем, какой болью пронизаны его самые светлые произведения. И все же, каким бы ни был для каждого из нас этот, несомненно, гениальный писатель, мы, читатели, всегда видим его смеющимся. Марк Твен смеется во всех своих произведениях — то весело, то иронично, порой зло, и иногда даже сквозь слезы — к каждому новому поколению он приходит как современник, понять которого просто и легко. Ведь в его творчестве — все те же наболевшие проблемы...