Готовые сочинения

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

Исторические и культурные реалии в эпосе Гомера (Поэмы «Илиада», «Одиссея»)

Печать

Исторические и культурные реалии в эпосе Гомера (Поэмы «Илиада», «Одиссея»)

1.  Илион — миф и реальность.
2.  Смешение культурных традиций в эпосе Гомера.
3.  Жизнь героев древности в поэтической реконструкции Гомера.
4.  Идея о всесильности Судьбы.
5.  Смысл путешествия Одиссея.
 
Нет, ни один не порочен из светлых даров нам бессмертных;
Их они сами дают; произвольно никто не получит.
Гомер. «Илиада»

Несмотря на фантастичность многих образов гомеровского эпоса, события, нашедшие в нем отражение, имеют под собой реальную историческую основу. Примерно в середине тысячелетия до нашей эры на Балканском полуострове сложились рабовладельческие государства ахейских племен. Эти государства представляли собой города-крепости, во главе которых стояли цари. Города часто соперничали друг с другом, кроме того, они вели широкую завоевательную политику.

Троада, город в Малой Азии, славилась своим богатством и выгодным местоположением, поэтому неудивительно, что к стенам этого города не раз подступали вражеские войска. Знаменитая Троянская война, по сути, была борьбой за господство над Малой Азией.

Сам факт существования Троады, Илиона, или Трои греческих сказаний не подлежит сомнению. Благодаря археологическим раскопкам Генриха Шлимана установлено и точное место действия гомеровской «Илиады».

Однако реальность мифа всегда отличается от обыденности. Миф охватывает куда более широкие горизонты, чем это возможно для сухих строк исторических хроник. Илион Гомера — это не только историческая Троада, развалины которой можно видеть и ныне, его Троя — это город, возведенный руками бессмертных богов, Посейдона и Аполлона, город, в котором правили потомки самого Зевса. И причиной войны в мифе является не просто попытка захвата чужих земель, а соперничество Менелая и Париса из-за Елены, дочери Зевса, прекраснейшей из женщин, да еще и веление неумолимого Рока, перед которым склоняются и бессмертные боги.

Попытка соединить две различные реальности — а миф для древних был не менее, а зачастую даже более реален, чем окружающая действительность, — разумеется, привела к тому, что подчас в тексте эпоса обнаруживаются противоречия. Кроме того, в мифе на более древние подробности наслаивались и новые. В эпосе Гомера находят отражение обряды и культурные достижения различных эпох. Например, оружие ахейцев изготавливалось из бронзы, однако Гомер то и дело упоминает и «седое железо», которого эти племена не знали.

Однако, невзирая даже на эти несоответствия, Гомеру удалось правдиво и убедительно воссоздать быт и верования своих героев, их обычаи и обряды. В этом смысле большое значение имеет описание щита, который Гефест по просьбе Фетиды изготовил для ее сына Ахиллеса. Божественный кузнец изобразил на этом щите практически все, что имело значение для людей того времени: «широкое поле, тучную пашню», жатву, «отягченный гроздием сад виноградный», «стадо представил волов, воздымающих роги», «несчетных овец среброрунных» и веселый хоровод сельских жителей. И еще Гефест представил два противоположных состояния человеческого существования — мир и войну, воплощенный в образах двух городов. «В первом, прекрасно устроенном, браки и пиршества зрелись»; тут же показан и суд. «Город другой облежали две сильные рати народов», и среди воюющих смертных, как и под стенами Илиона, шествуют грозные боги: «В битве, как люди живые, они нападают и бьются, / И один пред другим увлекают кровавые трупы».

Нравы древности отражены и в описании похорон Патрокла, друга героя Ахиллеса. Прежде чем зажечь погребальный костер друга, Ахиллес закалывает четырех коней и двух псов; помимо этого, он собственноручно убивает двенадцать пленных троянцев, которые должны стать спутниками его павшего друга в царство Аида: «Радуйся, храбрый Патрокл, и в Аидовом радуйся доме! / Все для тебя совершаю я, что совершить обрекался: / Пленных двенадцать юношей, Трои сынов знаменитых, / Всех с тобою огонь истребит...».

Описание обряда жертвоприношения мы также не раз находим на страницах гомеровского эпоса. Вот как повествует Одиссей о вызывании души прорицателя Тиресия из царства теней: «...Три совершил возлияния мертвым, мной призванным вместе: / Первое смесью медвяной, второе вином благовонным / Третье водой и, мукою ячменною все пересыпав, / Дал обещанье безжизненно веющим теням усопших: / В дом возвратяся, корову, тельцов не имевшую, в жертву / Им принести и в зажженный костер драгоценностей много / Бросить...».

Есть в эпосе Гомера, да и любом другом эпосе, действующее лицо, о котором невозможно умолчать. Это Рок, всесильная Судьба, «могучая Участь». Уверенность в неизбежности предопределенного Судьбой пронизывает «Илиаду» и «Одиссею»: «...мне на земле от могучей судьбы не избегнуть; / Смерть придет и ко мне поутру, ввечеру или в полдень, / Быстро, лишь враг и мою на сражениях душу исторгнет, / Или копьем поразив, иль крылатой стрелою из лука».

Однако не следует думать, что у героев вовсе нет выбора. Смысл Судьбы в том, что ею намечены два пути, по одному из которых может пойти человек. Но, избрав свой путь, ты должен пройти его до самого конца, и даже боги бессильны изменить предначертание Рока. У Ахиллеса было две возможности: счастливо и долго прожить безвестным или пасть под стенами Трои, обретя бессмертие в веках. Душа Тиресия предостерегает Одиссея, чтобы тот не вздумал поднять руку на священных быков бога Гелиоса, иначе все его спутники погибнут, и сам он лишь после многочисленных испытаний сможет вернуться домой.

Следует сказать, что реалии «Одиссеи» иные, чем в «Илиаде». Если «Илиада» — это рассказ о войне, то «Одиссея» — это повесть о долгом странствии героя к своему подлинному «Я», к своему родному дому и к мудрости. Чтобы вернуться, «хитроумному» Одиссею приходится преодолевать гнев Посейдона, сына которого он ослепил. Именно Одиссей придумал знаменитого троянского коня, ведь самое сильное оружие, которым мастерски владеет царь Итаки, — хитрость. Чтобы победить в войне, он использует хитрость, и потому Данте в своей «Божественной комедии» представил Одиссея и его друга Диомеда страдающими в одном из кругов ада. Возможно, долгие скитания Одиссея — это и есть его искупление; вместо хитрости царю Итаки следует обратиться к мудрости. И одновременно можно предположить, что путь Одиссея — это путь любого человека, у которого есть цель в этой жизни, цель, к которой он стремится, несмотря на все препятствия и соблазны.