Готовые сочинения

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

«Я ищу свободы и покоя!.. » Лирика М. Ю. Лермонтова

Печать

«Я ищу свободы и покоя!.. » Лирика М. Ю. Лермонтова

1.  Михаил Юрьевич Лермонтов — поэт эпохи «безвременья».
2.  Тесная взаимосвязь в произведениях Лермонтова понятий «свобода» и «одиночество». Стихотворение «Узник», написанное под арестом.
3.  Отождествление и противопоставление себя с тучками в стихотворении «Тучи».
4.  Тема покоя. Стихотворение «Листок».
5.  «Выхожу один я на дорогу...» как отражение душевного состояния поэта.

Михаил Юрьевич Лермонтов творил в тяжелый исторический период — эпоху «безвременья», начавшуюся после разгрома декабристского восстания. В это время общество жаждало перемен. В творчестве Лермонтова и отразились эти проблемы. Известный критик В. Г. Белинский писал, что когда «для человека все старое разрушено, а нового еще нет», Лермонтов мощно отразил это «переходное состояние человеческого духа».

В лирике Лермонтова понятие «свобода» тесно связано с понятием «одиночество». Возможно, это обусловлено тем, что Михаил Юрьевич рано потерял мать и с ранних лет чувствовал свою особенность, исключительность.

Тема свободы и покоя наглядно отражена в стихотворении «Узник» (1837), написанного перед ссылкой, когда Лермонтов находился под арестом. Все произведение пронизано страданием поэта, который тяготится своего заточения и одиночества:

Одинок я - нет отрады:
Стены голые кругом,
Тускло светит луч лампады
Умирающим огнем...

Но только о физической несвободе хочет сказать автор? Нет, заточение для Лермонтова — это еще и духовное рабство. Автор выражает протест против внутреннего и наружного заточения. Символ свободы в стихотворении — «добрый конь»:

Добрый конь в зеленом поле
Без узды, один, по воле
Скачет, весел и игрив,
Хвост по ветру распустив...

Лирический герой испытывает боль оттого, что не моет быть также свободен:

Но окно тюрьмы высоко,
Дверь тяжелая с замком;

В более позднем произведении «Тучи» (1840) поэт раскрывает перед читателем, что такое же в его представлении означает свобода. Это свобода мыслить, действовать, мечтать и летать, независимость от общественного мнения и устоев. Стихотворение представляет собой необычное сочетание таких литературных жанров, как элегия и романс. Как элемент романса Лермонтов использовал мелодическое трехчастное построение, характеризующееся сравнительно ровной интонацией первой строфы, подъемом на вопросах второй и понижающей интонацией ответом на них в третьей строфе. Это так называемый смысловой перелом, идущий от сопоставления к противопоставлению.

Тучки — символ свободы в этом произведении. Себя Лермонтов отождествляет с ними — они мчатся над просторами бесцельно, куда гонит ветер.

Тучки небесные, вечные странники!
Степью лазурною, цепью жемчужною
Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники
С милого севера в сторону южную.

В середине произведения, задавая вопросы к тучкам, поэт перечисляет ряд проблем, являющихся для него наиболее важными, обрисовывает окружающую себя обстановку:

Кто же вас гонит: судьбы ли решение?
Зависть ли тайная? Злоба ль открытая?
Или на вас тяготит преступление?
Или друзей клевета ядовитая ?

В конце стихотворения Лермонтов противопоставляет себя тучкам. Его гонит не ветер, а неприятие обществом. Он не «странник», а изгнанник:

Нет, вам наскучили нивы бесплодные...
Чужды вам страсти и чужды страдания;
Вечно холодные, вечно свободные,
Нету вас родины, нет вам изгнания.

Лермонтову было тяжело найти свое место в современном обществе. Даже среди людей он чувствовал себя одиноко. Одиночество поэта не было навязано ему миром, а избрано им добровольно как естественное состояние души.

В своем творчестве Лермонтов М. Ю. не раз упоминает о тоске по месту, где он бы ощутил покой. Например, в стихотворении «Листок» дубовый листок ищет себе пристанища:

Дубовый листок оторвался от ветки родимой
И в степь укатился, жестокою бурей гонимый;
Засох и увял он от холода, зноя и горя
И вот, наконец, докатился до Черного моря.

И вот листок находит то, что искал, райское для себя место, где он смог бы обрести покой:

У Черного моря чинара стоит молодая;
С ней шепчется ветер, зеленые ветви лаская...
И странник прижался у корня чинары высокой;
Приюта на время он молит с тоскою глубокой,
И так говорит он: «Я бедный листочек дубовый,
До срока созрел я и вырос в отчизне суровой...»

Но чинара не нуждается в его обществе, она прогоняет листок прочь:

«На что мне тебя? - отвечает младая чинара, -
Ты пылен и желт - и сынам моим свежим не пара.
Ты много видал - да к чему мне твои небылицы?
Мой слух утомили давно уж и райские птицы».

Листок остается опять в одиночестве. Нетрудно догадаться, что поэт проводит параллель между собой и листком. Лермонтов также искал себе пристанища, но так и не нашел.

Стихотворение «Выхожу один я на дорогу...», о котором Н. Добролюбов сказал: «Шедевр, написанный кровью», было написано в 1841 году. В нем вся душевная боль и горечь достигает своего апогея, произведение пронизано тоской и печалью Лермонтова. Он одинок, у него нет друзей и любимой. Поэт чувствует себя одиноким в пределах мироздания, вселенной:

Выхожу один я на дорогу;
Сквозь туман кремнистый путь блестит...
Что же мне так больно и так трудно ?
Жду ль чего? жалею ли о чем?

Поэт устал от горечи и разочарований, оттого, что не смог достичь гармонии с миром и самим собой:

Уж не жду от жизни ничего я,
И не жалъ мне прошлого ничуть;
Я ищу свободы и покоя!

Поэт хочет забыться и погрузиться в вечно безоблачный и идеальный мир, в котором нет ни боли, ни одиночества:

Я б хотел забыться и заснуть!
Но не тем холодным сном могилы...
Я б желал навеки так заснуть.
Чтоб в груди дремали жизни силы,
Чтоб дыша вздымалась тихо грудь...

В конце своего творчества Лермонтов находит то место, в котором ему спокойно. Это природа, именно там для поэта сосредоточена вся гармония и полнота бытия. В своем произведении он прямо говорит, что желает слиться с ней:

Чтоб всю ночь, весь день мой слух лелея,
Про любовь мне сладкий голос пел,
Надо мной чтоб вечно зеленея
Темный дуб склонялся и шумел.

Лермонтов не нашел человека, которой бы понимал, разделял его взгляды. И он отворачивается от современного поэту общества, обретает душевный покой только с природой. В лирике Лермонтова отразился весь сложный духовный мир поэта, ощущение своего избранничества, которое обрекло Лермонтова на скитание.