Готовые сочинения

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

Русская журнальная сатира XVIII века на примере произведений И. А. Крылова

Печать

Русская журнальная сатира XVIII века на примере произведений И. А. Крылова

1.  Начало творческого пути И. А. Крылова.
2.  Издательская деятельность писателя.
3.  Значение журнальной сатиры для развития литературы и общества.

Иван Андреевич Крылов всю жизнь был верен девизу Кантемира: «В стихах смеюсь, а в сердце о злонравных плачу». Может быть, поэтому именно его творчество стало достойным завершением русской журнальной сатиры XVIII века. Родившись в семье небогатого армейского офицера, Крылов все детство и юношество провел в Твери, где протекала интенсивная литературно-театральная жизнь. Получая образование в Тверской семинарии, юный Крылов не только посещал различные литературный диспуты, но и сам пробовал писать. В 1783 году писатель, прибывший в Петербург, представил комическую оперу «Кофейница». Выбор этого жанра был неслучаен. Молодого литератора привлекала перспектива создания произведения, соединяющего в себе обличительную направленность, непринужденную веселость, легкость действия и доступную музыку. С другой стороны, опера давала пищу для более серьезных размышлений. Большинство комедий и комических опер не попали на сцену из-за разногласий драматурга с театральной дирекцией. Однако эти произведения сыграли огромную роль в творчестве Крылова, поскольку в них оттачивалось мастерство диалога, создание характеров, что было необходимо для будущего басенного жанра.

В 70—80-х годах XVIII века наблюдается спад в журнальной сатире. Этот жанр не совсем исчез с журнальных страниц, однако острота существенно убавилась. Блистательные успехи русской журналистики, достигнутые в периодических изданиях Новикова, ушли в прошлое. Фонвизин хотел Возродить старые сатирические традиции, однако публикации были запрещены Екатериной II. Крылов решил подхватить знамя сатиры и стал издавать свой журнал. Он продолжил линию Новикова — Фонвизина, однако обличение русского общества осуществлял с более демократических позиций. Первый журнал литератора «Почта духов, ежемесячное издание, или Ученая, Нравственная и Критическая переписка Арабского Философа Маликульмулька с водяными, воздушными и подземными духами» просуществовал восемь месяцев. Есть мнение, что в создании журнала принимал активное участие Радищев, а 23 из 48 писем журнала представляют собой перевод из романов маркиза д'Аржана. Однако это совершенно не умаляет заслуг Крылова.

Здесь проявилось огромное мастерство сатирика, который сумел мастерски соединить оригинальные произведения с переводными материалами, кроме того, разделить различные функции между корреспондентами Маликульмулька. В журнале Крылов не делал скидки никаким сословиям, высмеивая на страницах все то, что приносит вред русскому обществу. В «Почте духов» автор использует многие сатирические приемы, в частности применяет зоологизацию. Фамилия откупщика Скотонрава говорит сама за себя, а сравнение щеголя с кривляющейся обезьяной служит для большей выразительности образа. Помимо зоологизации, автор широко использует в своих произведениях гротеск, пародию гиперболу и другие художественные приемы.

В 1792 году Крылов вместе с П. А. Плавилыциковым и А. И. Клушиным начинают выпускать новый сатирический журнал «Зритель». Именно на страницах этого журнала была впервые опубликована едкая антимонархическая сатира Крылова «Каиб». Произведение было создано в жанре восточной повести, что было своеобразным прикрытием критики резкой политики, которую проводила императрица. Писатель в своем произведении также высмеивал классицистическую и сентиментальную эстетику, которая искажала существующую действительность.

Герой калиф встречает на своем пути поэта-одописца, который недавно воспел в своей оде визиря, повешенного за взятки. В произведении добродетели казненного были так хорошо воспеты, что «калиф зачал уже опасаться, не святого ли он повесил». Однако поэт успокоил его словами, что дает «воображению волю в похвалах с тем только условием, чтоб после всякое имя вставить можно было». «Похвальная речь в память моему дедушке» была написана Крыловым в жанре пародийного панегирика. Здесь автор активно разоблачал поместного крепостника, который был убежден, что «собака не слуга», она может и укусить, а с крепостными можно делать все, что угодно.

В журнале Крылов публикует и свои знаменитые басни, высмеивающие человеческую глупость, подлость, жадность и другие отрицательные стороны людского характера. Сатира, по мнению писателя-баснописца, является одним из эффективнейших средств общественного воспитания. Именно поэтому именно к этому жанру литературы предъявляются самые высокие и серьезные требования.

Последним изданием, в котором закончил свою журнальную деятельность Крылов, был «Санкт-Петербургский Меркурий». Практически все произведения писателя не выходят за рамки «просвещенного абсолютизма». Однако это не мешает автору, противопоставляя реального и идеального императора, сатирически подходить к правлению самой Екатерины II. В своем прощальном слове к читателям Крылов и Клушин писали, что «слабо то сочинение, которое в самом себе не заключает своего оправдания». Литературная деятельность Крылова сыграла огромную роль в развитии русской литературы. Именно в произведениях этого автора проявляются первые признаки реализма, созревает демократическая эстетика.

Журналистские работы Крылова нашли свое продолжение в издании Н. И. Страхова «Сатирический вестник». Здесь авторы в лучших традициях сочинений Крылова высмеивают нелицеприятные стороны жизни дворянского корпуса. Главными героями журнала становятся помещики — разорители своих крепостных, картежники, щеголи, моты, взяточники и т. д. Так, перекликаясь с героем крыловского произведения Промотом, погуби- шим для своих нарядов немало сел и деревень, страховский сосед и «многие ему подобные обратили волшебным образом все свои деревеньки и достаточек в одни сии пуговицы».

В своем творчестве Крылов, по мнению П. Н. Беркова, нашел самую удачную форму, когда классические принципы гармонично сочетаются с традициями народного театра, народных игрищ.