Готовые сочинения

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

Героический эпос Руси

Печать

Героический эпос Руси

1.  Отличительная особенность русских былин.
2.  Исторические условия возникновения русского эпоса.
3.  Богатыри как главные герои героического эпоса.
4.  Близость былин и сказочного творчества.

Особое место в русской литературе занимает героичес­кий эпос или былины. Отличительными их особенностями от других народных песен являются монументальность, грандиозность, торжественность тона, важность действия и величавость образов. Былины пелись и сказывались од­новременно, поэтому их можно назвать и рассказом, и пес­ней, и стихом, и речью. Объединение разных жанров в бы­лине стало возможным потому, что русский эпос зарождал­ся на заре народной истории, в те времена, когда пение и рассказывание еще не отделились друг от друга. Благодаря пению героический эпос обретал торжественность, а рас­сказ так подчинил себе пение, что порою казалось, что оно существует именно ради рассказа.

Величавость и торжественность — те черты героическо­го эпоса, которые служили для прославления народных де­яний. Пение служило еще и для того, чтобы помочь скази­телям запомнить мерные строки рассказа. В древние вре­мена эпические пения сопровождались игрой на гуслях мягкие звуки которых располагали слушателей к восприятию былин. Листая страницы сборников былин, невольно проникаешься эпическим спокойствием повествования, бо­гатством подробностей, живостью колорита, отчетливос­тью характеров изображаемых лиц.

А у оратая кудри качаются, Что не скачен ли жемчуг рассыпаются, У оратая глаза да ясна сокола, А брови у него да черна соболя. У оратая сапожки зелен сафьян Вот шилом пяты, носы востры, Вот под пяту-пяту воробей пролетит, Около носа хоть яйцо прокати. У оратая шляпа пуховая, А кафтанчик у него черна бархата.

Возникновение русских былин связано со временем ста­новления Древней Руси как государства. Они стали выраже­нием исторического сознания русского народа, когда глав­ными городами у славян были Киев и Новгород, а Москва только возникла как небольшое поселение и еще не играла в жизни народа и государства той роли, которая ей была от­ведена позднее. В это время богатыри отождествлялись с защитниками родного края. В них отражаются нравствен­ные и социальные идеалы народа.

Известный исследователь русского творчества Халан- ский так говорит о возникновении богатырей в русском эпосе: «В XIV веке устраиваются пограничные крепости, острожки, устанавливается пограничная стража, и в это время сложился образ богатырей, стоящих на заставе, обе­регающих границы Святорусской земли». Поэтому богаты­ри в былинах не являются захватчиками, они лишь хранители земли русской. Халанский считает, что образы русских богатырей сложились еще в те времена, когда российский народ не начал освободительного движения от татарского ига, а был только лишь на стадии оборонительной войны.

Другой исследователь русского творчества, Майков, предположил, что в былинных сюжетах отобразились со­бытия, произошедшие не с одним воином, пусть даже и зна­менитым в свои времена, а с целою дружиной, представите­лем которой является тот или иной богатырь.

Во всех русских былинах образы главных героев всегда безупречны, тверды в правилах нравственной жизни. Бога­тырь выступает в качестве защитника достоинства, чести и человеческих прав народа. Оттого он беспощаден к врагам, ко всем, кто покушается на свободу человека. Стремление к гиперболизации приводит к тому, что все в облике и дейст­виях богатырей крупно, размашисто, величаво, широко.

Непременным атрибутом такого героя является необык­новенная физическая сила, к примеру, богатырь может вы­пить единым духом чарку в полтора ведра. В битве с вражь­ей силой богатырь неутомим, он может по двенадцать дней кряду «не пиваючи, не едаючи» громить супостата. И конь у него не чета другим, и оружие такое, что простой человек даже поднять его не может. Орудует богатырь во время сра­жения своим оружием так, что враги валятся, как подко­шенная трава, «улочками» да «переулочками».

Чтобы подчеркнуть величие и силу главных героев геро­ического эпоса, противники им даются не из числа слабых: Тугарин глотает по целой ковриге хлеба, выпивает за раз ча­ру вина не меньшую, чем богатырь. Побороть такого врага нелегко, отчего победа над ним более почетна и возвышенна. Сознательное преувеличение силы богатырей и их врагов — гиперболизация — в первую очередь является средст­вом прославления героя.

Русский эпос близок не только к песенному творчеству. Былины по своему содержанию теснейшим образом при­мыкают к сказкам. В первую очередь это обусловлено тем, что в них присутствует элемент чудесного. Деятельность былинных героев проникнута элементом чудесного. Одна­ко волшебство здесь играет иную роль, нежели в сказках. Сказочный сюжет предполагает чудесные представления в качестве главной завязки. В былине же элементы чудесного только дополняют содержание, взятое из действительного быта, с целью прославления богатырского образа, а вместе с ним и всей земли Русской.

Чудесный элемент в былинах возникает от сочетания простых приемов. Повествование в былинах медленное и спокойное, действие разворачивается неспешно. Значи­тельные эпизоды текста во время пения троекратно повто­ряются, как и в русских народных сказках:

Садка день не зовут на почестей пир,
Другой не зовут на почестен пир
И третий не зовут на почестен пир,
Потом Садко соскучился.
Как пошел Садко к Ильмень-озеру,
Садился на бел-горюч камень
И начал играть в гусельки яровчаты.
Как тут-то в озере вода всколыбалася,
Тут-то Садко перепался,
Пошел прочь от озера во свой во Новгород.

Садко трижды играет на гуслях на берегу Ильмень-озе­ра, и трижды от его игры озеро колеблется. Подобные по­вторения нетрудно найти и в словесном стиле былины — слова, предлоги, целые стихи часто звучат в былине не один раз: «Говорят ему таковы слова», «Позвали Садка на почестен пир» и др. Еще одним сходством эпоса со сказ кой является прикрепление постоянных эпитетов к раз­личным предметам: красный (о солнце, золоте), белый (о березе, дне, лебеди, руках, груди, снеге и пр.), серый (о волке, селезне), желтый (о песке), синий (о море), зеле­ный (о лугах).

На синем море сходилась погода сильная,
Застоялись черлены корабли на синем море:

Героический эпос русского народа — это совершенно осо­бенный жанр. Былина является ценнейшим источником для изучения народной истории. И все же самое главное в русском эпосе то, что он донес до нас думы, мысли и чувст­ва российского народа прошлых времен. Сохранилось все самое важное, имевшее цену во времена минувшие, остав­шееся актуальным и в жизни позднейших поколений.