Готовые сочинения

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

Рассказы В. Г. Короленко «Река играет» и «Без языка». Гуманистический пафос, защита человеческого достоинства

Печать

Рассказы В. Г. Короленко «Река играет» и «Без языка». Гуманистический пафос, защита человеческого достоинства

1.  Тюлин — главный герой рассказа «Река играет.
2.  Другие «ветлужане» на страницах рассказа.
3.  Рассказ «Без языка». Матвей Лозинский — рус­ский правдоискатель.
4.  Общность Тюлина и Матвея Лозинского.

Рассказы Владимира Галактионовича Короленко «Река играет» и «Без языка» можно назвать своеобразным гуманистическим гимном, прославляющим человеческие достоин­ства и безграничную любовь к народу.

В рассказе «Река играет» представлен образ ветлужского перевозчика Тюлина. Он ленивый, тихий и неповоротливый человек, но в минуту опасности выходит из состояния привычной апатии, весь преображается, как и воды тихой Ветлуги, неожиданно приходящие в движение. Короленко называет Тюлина «стихийным», «безалаберным», «распу­щенным и вечно страждущим... Этот кажется таким близ­ким и так хорошо знакомым, как будто в самом деле». Писа­тель с большой любовью описывает Тюлина, перевозчика на пароме через реку Ветлугу: «...лицо моложавое... с выра­зительными чертами, на которых очень ясно выделяется особая ветлужская складка... видна сосредоточенная угрю­мость добродушного, но душевно угнетенного человека...». Писатель отметил, что в любой обстановке Тюлин невоз­мутим, он сравнивает его со стоиками. Обращения, при­зыв к Тюлину «...не производит ни малейшего впечатле­ния. Точно этот отчаянный вопль — такая же обычная при­надлежность реки, как игривые зыби, шелест деревьев...». Тем самым перевозчик напоминает писателю стоиков — по­следователей философа Сенеки, стремящихся к невозму­тимости в любой жизненной ситуации. Ему подвластна водная стихия — река Ветлуга. Он справился с напором во­ды, когда перевозил людей на пароме через Ветлугу. В тот момент земляки перевозчика с восторгом и уважением смотрят на Тюлина. «...Кабы на тебя да не винище, — цены бы не было. Винище тебя обманывает», — говорят они пе­ревозчику.

Рассказчик в разговоре с Тюлиным пытаясь иронизиро­вать, но «...Тюлин не понимает иронии, быть может пото­му, что сам он весь проникнут каким-то особенным бессоз­нательным юмором. Он как будто разделяет его с этими простодушными кудрявыми березами, с этими корявыми ветлами, со взыгравшею рекой, с деревянною церковкой на пригорке, с надписью на столбе, со всею этой наивной вет- лужской природой...».

С особым чувством Короленко думал о деревеньке «во- рошканов». «...Ну, где, думалось мне, кроме Ветлуги, встре­тите вы такую непосредственность и простоту приемов, и такое благородное доверие к чужому слову, и такую про­стодушную уверенность в возможности "провалиться на сим месте", в случае нарушения клятвы?.. Ну, где еще... найдется такая терпимость к чужим обычаям?», — спрашивает себя писатель. Рассказом «Река играет» Короленко пока­зывает свою любовь к простому народу, к простому челове­ку. Этот рассказ — яркий пример выражения гуманистиче­ского пафоса.

Истинную защиту человеческих достоинств писатель выразил в рассказе «Без языка», где простой русский крес­тьянин, Матвей Лозинский, решает уехать в Америку. По­тому что «свобода в этой стороне большая. Земли доволь­но, коровы дают молока по ведру на удой, а лошади — чис­тые быки. Человека с руками и головой уважают и це­нят...». Но Америка производит на него отталкивающее впечатление. Права русская пословица: «Хорошо там, где нас нет». В отношении любой стороны жизни у страны Америки свой взгляд. Вот, например, отношение амери­канцев к иноверцам, евреям. Американские евреи понима­ют что: «Америка — такая сторона... Она перемалывает людей, как хорошая мельница... Америка такая хитрая сто­рона, она не трогает ничьей веры... Она берет себе чело­века...».

Матвею странно и страшно, что люди здесь продают за деньги свои голоса. «У них много таких обычаев, которые лучше не перенимать крещеному человеку», — говорит Мат­вей, выслушав рассказ об американских нравах. Отсутствие знаний языка, тяжелый труд сделали земляка Матвея, Дыму, чужим. И весь мир за окном Лозинскому «представлялся тьмой...», «человек без языка чувствовал, что в нем просы­пается что-то волчье...».

Матвея переполняли чувства «огорчения и обиды, бес­помощности и надежды на чью-то помощь...». Он стал враждебным, оскорбленным и загнанным человеком, го­лодным, истерзанным и потрясенным, потому что раздражительность и недостаток почтительности «здесь в возду­хе». И когда, наконец, Матвея спросили, что он думает об Америке, то тот «мучительно задумался и сказал»: «Мало хорошего в этой стороне... мало хорошего... Содом и Гоморра».

Матвей почувствовал родственную душу только, оказав­шись в кругу городских трудящихся. Они поняли друг дру­га без слов и разъяснений, «без языка он сразу нашел об­щий язык с простыми людьми Америки, с американскими безработными и приучился чувствовать себя членом рабо­чей семьи».

Так же как и в Тюлине, в Матвее живут потребность в со­циальной справедливости, надежда на лучшее будущее. Рас­сказы «Река играет» и «Без языка» объединяет безгранич­ная любовь писателя Короленко к русскому народу, тревога за его будущее и его участь. Особенно это показано в пер­вом произведении. На его страницах писатель выразил ува­жение и любовь к простому перевозчику Тюлину, разглядел в нем положительные качества. С нежностью Короленко описывает других жителей берегов реки Ветлуги: воришек - «ворошканов» из деревеньки Соловьиха. В рассказе «Без языка» — Короленко защищает человеческое достоинство, обличает унижение и безразличие.

Все это доказывает гуманистический настрой анализиру­емых произведений В. Г. Короленко.